Наименование объекта | Церковь Рождества Богородицы, 1785 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Пестяковский район, село Нижний Ландех, Советская улица, 36 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1785 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Наиболее значительная и монументальная постройка ансамбля. Над стройным трехсветным четвериком под четырехскатной кровлей возвышаются пять крупных луковичных чешуйчатых глав на легких граненых барабанах. В объемной композиции существенную роль играет высокая трехчастная алтарная часть из граненых апсид, завершенная широкой, также трехчастной купольной кровлей.
Впечатлению стройности и вертикальной устремленности храма способствуют высокие арочные окна, расположенные в пять осей на всех фасадах четверика. Особую нарядность восточному фасадуе придают круглые окна второго света в апсидах. Каждый простенок на фасадах четверика и апсид зрительно облегчен парой узких пилястр с коринфскими капителями классических форм, хотя сами пилястры, вытянутые на всю высоту объемов, напоминают ордерные формы нарышкинского барокко. Над каждой парой антаблемент раскрепован в соответствии с традициями елизаветинского барокко, однако выступы раскреповок невелики, а лепной декор храма стилистически относится уже к раннему классицизму. Это гирлянды под проемами верхнего света четверика и апсид, помещенные на накладных досках, угловые розетты оконных ниш, волнообразный фриз в антаблементе четверика и алтарной части.
Интерьер храма представляет собой великолепное высотное архитектурное пространство, расчлененное крещатыми столбами (квадратные со слегка вынутыми углами) на 9 ячеек, перекрытых крестовыми сводами (центральная и угловые прорезаны кольцами световых барабанов). Барабаны, восьмигранные снаружи, внутри становятся цилиндрическими.
Грандиозное внутреннее пространство храма поражает великолепием своего убранства. Лепнина, выполненная под влиянием классицизма, масляная роспись и иконостас в духе барокко, гармонично сочетающиеся друг с другом, образуют замечательный ансамбль, который отличается единством замысла и высоким художественным уровнем исполнения. Это уникальное произведение русского монументального искусства второй половины XIX века, не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Ивановской области.
Богатый лепной полихромный декор, окрашенный в темно- и светло-охристые, зеленые, голубые и вишневые тона, и позолоченный иконостас играют ведущую роль в убранстве. Профилированные вертикальные штукатурные тяги усиливают динамичность интерьера. Они окаймляют узкие вертикальные ниши, членящие плоскость стен и объединяющие оконные проемы трех светов, подчеркивают вынутые углы крещатых столбов. Ребра сводов и арки также обрамлены тягами, энергично расходящимися от розеток к углам сводов. Мощный антаблемент с крупными модульонами в сильно
вынесенном карнизе и лепными херувимами во фризе проходит в основании свода. Аналогично решены капители столбов. Ярким декоративным акцентом в убранстве являются эффектные лепные капители в простенках под антаблементом и на столбах. Пластичные и нарядно раскрашенные, они включают изгибающиеся листья аканта, свисающие гирлянды, перевитые цветами, и головки херувимов в завершении. Карниз на стенах апсиды, декорированной вазонами, окрашен в желтые, синие и вишневые цвета.
Сюжетные живописные композиции, помещенные в три яруса на боковых простенках и в пять – на западной стене, занимают второстепенное место в интерьере – довольно редкое явление для второй половины XIX века. Утрачены многие композиции, особенно в нижней части стен. В поблекшем колорите превалируют розовые, серые и зеленоватые тона. В нишах в двух верхних ярусах написан гризайльный орнамент, а в нижнем висели иконы. Композиции по своей иконографии и стилю следуют традициям барочной живописи, что прослеживается в динамичном построении сцен, обрамленных кулисами, и разнообразных ракурсах персонажей в развевающихся одеждах.
Иконографическая программа весьма своеобразна. В ней преобладают редко встречающиеся библейские сюжеты, архаичные для данного времени. В верхнем ярусе на боковых стенах и в трех нижних на западной написаны новозаветные композиции, в том числе сцены евангельских блаженств. Столбы расписаны в розовый цвет, «под мрамор». В алтаре сохранилась масляная живопись конца XIX – начала XX веков в духе позднего академизма.
Высокий четырехъярусный иконостас представляет собой оригинальное произведение, стилизованное в духе барокко. Необычна композиция этого монументального сооружения, занимающего не только восточную, но частично северную и южную стены четверика (завороты на боковых стенах продолжаются до восточных откосов оконных ниш). Центральная часть во всю высоту отмечена трапециевидной в плане нишей, которая фланкирована выступами в две оси. Вертикальные членения выявлены мощными колоннами (частью витыми, частью каннелированными), убранными гирляндами цветов, а также пилястрами на каннелированных постаментах. Крепованные антаблементы имеют арочные изгибы-архивольты, акцентирующие прясла иконостаса во всех ярусах. Большая часть икон в затейливых барочных обрамлениях утрачена, сохранившиеся выполнены в конце XVIII– второй половины XIX веков, некоторые имитируют древнерусскую живопись XVII–XVIII веков. В первом ярусе были иконы двух чинов. Убранство иконостаса дополняют резные гирлянды на пилястрах и картуши, выполненные в несколько плоскостной манере. Над престолом ранее была резная сень.