Наименование объекта | Церковь Преображения (кладбищенская), 1797 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Лух, Первомайская улица, 84 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1797 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 Постановление Совмина РСФСР от 30.18.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена к юго-западу от города, на территории кладбища. Построена в 1797 году из кирпича, имеет наружную известковую обмазку. Сохранилась каменная ограда вокруг кладбища и монументальные одноарочные ворота с аттиком и массивным венчающим фронтоном, построенные в первой трети XIX века в стиле позднего классицизма. Церковь – один из наиболее оригинальных в районе памятников провинциального культового зодчества последней четверти XVIII века, отразивший переход от барокко к классицизму.
Композиция сооружения, при некоторой асимметричности, отличается цельностью и равновесием. Основной объем составляют два четверика: нижний – с выступающими боковыми портиками – и верхний – со срезанными углами, завершенный по-барочному изогнутой высокой восьмигранной кровлей с люкарнами на широких гранях. Над кровлей возвышается еще один световой четверик со срезанными и «вынутыми» углами, несущий луковичную главу с перехватом. Полукруглая апсида и смещенная к югу трапезная со скругленным юго-восточным углом имеют одинаковую высоту. К западному фасаду трапезной асимметрично (по оси основного четверика) примыкает трехъярусная колокольня. Над ее нижним квадратным в плане приземистым ярусом поднимаются еще два четверика, прорезанные арками звона. Верхний объем, подчеркнуто удлиненных пропорций, имеет срезанные углы и завершен восьмигранным куполом с люкарнами и шпилем на сквозном барабанчике.
В наружном убранстве обращают на себя внимание
своеобразные колонные портики. Из пяти колонн на северном фасаде одна поставлена по центру, а остальные сдвоены по сторонам. На южном фасаде этот принцип нарушен: слева от центральной находится одна колонна, а равновесие достигается тем, что недостающую зрительно «восполняет» скругление угла трапезной. Срезанные углы верхнего четверика храма образуют диагональные грани, оформленные парами колонн, поддерживающих сильно вынесенные раскреповки антаблемента (этот прием повторен в верхнем ярусе колокольни – но здесь колонны не парные, а одинарные). В основных гранях верхнего яруса храма помещены итальянские окна (среднее арочное, боковые – прямоугольные), обрамленные четырьмя колоннами малого ордера; на западной и восточной стенах эти окна ложные. Декор первого и второго ярусов колокольни состоит из сгруппированных попарно на флангах тосканских пилястр; в нижнем четверике они объединены наложенным на стену фронтоном.
В интерьере основной объем, связанный широкими арками с алтарем и трапезной, перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над проемами люкарн. В алтаре – коробовый свод, переходящий в граненую конху, в трапезной – коробовый с распалубками. Освещенность нижней части собственно храма слабая (из-за портиков, затеняющих окна), но сильно возрастает кверху. Фрагментарно сохранились две композиции в лепных обрамлениях, выполненные маслом в начале XX века: «Рождество Иоанна Предтечи» (северная стена) и «Успение» (южная стена).