Наименование объекта | Церковь Преображения |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановская область, Тейковский район, село Доронино |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XVIII век |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 03.03.2017 № 26-о Приказ от 03.03.2017 № 26-о |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия муниципального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Находится на северной окраине ныне исчезнувшего села, на территории старинного кладбища (сохранилась надгробная плита XVII века), на возвышенном берегу реки Санеба. Построена из кирпича в 1798 году вместо прежней деревянной на средства помещика Шимановского и прихожан; первоначально была окружена оградой (утрачена). Липовые посадки недалеко от церкви указывают на существование здесь некогда усадьбы. В 1882 году на средства иваново-вознесенскского фабриканта А.И. Гандурина при церкви была выстроена церковноприходская школа (не сохранилась). Хороший пример распространенного в этом регионе типа храма, в котором барочная объемная композиция и силуэт сочетаются с элементами классицизма в декоре.
Основной, подчеркнуто выделенный объем храма – восьмерик на двусветном четверике с высокой восьмигранной купольной кровлей – увенчан граненым барабаном с луковичной чешуйчатой главкой. К нему примыкают пониженные объемы чуть суженной трапезной (ранее имела две главки над приделами) и еще более узкого прямоугольного со скругленными углами алтаря. Трехъярусная колокольня у западной стены трапезной увенчана высоким шпилем на изогнутой гуськовой кровле. В основных гранях барабана прорезаны большие арочные окна. Объединяющую роль в этой живописной объемно-пространственной композиции играет
гармоничное сочетание высоких, барочных по рисунку кровель и главок храма, апсиды, трапезной и колокольни.
Построение фасадов в целом следует принципам классицизма. Основную роль играют плоские четырехпилястровые портики тосканского ордера с антаблементами и треугольными фронтонами на боковых фасадах четверика, а также двухпилястровые – на гранях первого и второго ярусов колокольни. Форма люкарн в кровлях храма и ко-локольни, раскреповка карнизов, характер обрамлений окон относятся к барокко.
Эффектно пространственное решение интерьера: основной объем перекрыт высоким восьмигранным сомкнутым сводом с люкарнами и кольцом светового барабана; переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью конических тромпов. Апсида имеет коробовый свод с лотками над скругленными углами, в трапезной – полулотковый свод с распалубками. Сохранились кубоватые решетки в окнах и кованые металлические створки.
Фрагментарно сохранившаяся на своде и стенах четверика клеевая живопись – хороший образец классицизма начала XIX века. На лотках свода в арочных обрамлениях были написаны сцены на слова «Отче наш», в тромпах изображены евангелисты; на стенах восьмерика и четверика – евангельские сцены. В основании свода и над окнами верхнего света написан гризайльный карниз с розетками и модульонами.