Наименование объекта | Церковь Михаила Архангела, начало ХIХ в. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановская область, Комсомольский район, с. Архангел, 10 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | начало ХIХ века |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 27.12.2016 № 116-о "О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Михаила Архангела, (Ивановская область, Комсомольский район, с. Архангел) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Церковь Михаила Архангела» (Ивановская область, Комсомольский район, с. Архангел, 10)"; Приказ Минкультуры России от 26.04.2017 № 88013-р "О регистрации объекта культурного наследия"местного (муниципального) значения "Церковь Михаила Архангела", 1815 г. (Ивановская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культцры) народов Российской Федерации Приказ от 27.12.2016 № 116-о decree_88013-р |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на краю села, на территории заброшенного кладбища. Возведена в 1754 г. на средства местного помещика Т.И. Лопухина. В 1853 г. к храму пристроили придел Рождества Богородицы, в 1857 г. – придел Николая Чудотворца, а в 1888 г. храм был окружен каменной оградой (не сохр.). Небольшой оригинальный сельский храм, архаичная архитектура которого в духе 2-й пол. 17 – нач. 18 в. дополнена барочными формами.
В компактной объемной композиции доминирует бесстолпный четверик в два света с изогнутой по-барочному четырехгранной кровлей, завершенной стройным глухим восьмериком и луковичной главой на фигурном основании. Пятигранный алтарь и короткая трапезная понижены до уровня первого яруса четверика.
Основу фасадного убранства составляют формы 17 в.: широкие лопатки по краям объемов (двухъярусные и с выявлением углов – на
четверике), цокольный пояс с поребриком, развитые карнизы с многорядной пилой на алтаре и трапезной, ряд полукруглых кокошников в аттиковой части четверика. Барабан главы обработан аркатурой с двойными арочками на каждой грани. Однако окна четверика с лучковыми перемычками (по две световые оси на боковых фасадах) заключены в характерные барочные наличники с замковыми камнями, ушами и капельками. Интересны маленькие нишки-киоты в рамках с фронтончиком, помещенные между верхними окнами четверика.
Основное помещение храма перекрыто высоким сомкнутым сводом, алтарь – коробовым с лотками в торце, трапезная – полулотковым сводом. Необычны арочные ниши в храме, поднимающиеся до уровня пят сводов над тремя проходами в алтарь, а также прямоугольные ниши в центре боковых стен; ниши имеются также в боковых стенах алтарной части.