Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь летняя, 1785 год
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Родниковский район, село Парское
Вид объекта Церковь
Датировка 1785 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Церковь принадлежит к одному из наиболее интересных типов приходских церквей второй половины XVIII — начала XIX веков, встречающихся на территории бывшей Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, воспроизводящих формы храмов рубежа XVII–XVIII веков.

Высокий основной четверик завершен характерными для ярославской архитектуры двумя рядами декоративных кокошников, нижний из которых трактован как аттиковый ярус, а верхний, суженный,–- как постамент со срезанными углами под высокими цилиндрическими барабанами крупных луковичных глав с чешуйчатым покрытием. Столь же характерна форма апсиды, единый объем которой расчленен колонками на три слабо выраженных скругления. Высокий восьмигранный столп шатровой колокольни поднят на двухъярусный четверик у западного фасада трапезной. Поздние притворы боковых входов имеют вид восьмигранных снаружи, близких к овалу изнутри объемов (основные грани более широкие), вытянутых по оси север–юг. К их слегка приподнятым площадкам с трех сторон ведут лестницы.

В убранстве церкви использованы элементы московского и раннепетровского барокко. Боковые фасады четверика с тремя осями высоких проемов обработаны на углах пучками тройных колонок и завершены широким наборным фризом из поребрика, четырехрядной пилы и городков, раскрепованным у пят широких кокошников верхнего яруса. Дуги кокошников декорированы поребриком и дентикулами, а углы каждого из ярусов рустованы. В отличие от окон нижнего света четверика, апсиды и трапезной, проемы которых заключены в рамки с набором мелких бусин, более высокие верхние окна фланкированы рустованными пилястрами. Наличники обоих ярусов завершают высокие разорванные гребни, более массивные во втором свете. Первоначальные входы в храм обрамлены перспективными порталами.

Первый четвериковый ярус колокольни со стороны внешних углов обработан богатым набором руста и двойным рядом ширинок. Ширинки с поливными изразцами украшают грани столпа и основание яруса звона, под которым проходит кирпичный фриз крестообразного рисунка. Углы восьмерика подчеркнуты огибающими лопатками с филенками на уровне звона. Высокий шатер прорезают три ряда слухов. В их нижнем ряду на юго-западной грани были устроены часы.

Своеобразным изяществом отмечен и декор боковых притворов. Выполненные в формах классицизма, они украшены на основных гранях колонными портиками с треугольными фронтонами, обрамляющими широкие арочные входы. Диагональные грани прорезают арочные окна в простых наличниках под лучковыми сандриками. Некоторую грузность притворам придают массивные колоколовидные кровли с перехватом и гранеными луковичными главами.

Интерьер четверика перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. В апсиде, соединенной с четвериком тремя проемами, — высокая конха с распалубками; в трапезной – полулотковый свод, также с распалубками. Сохранились чугунные плиты пола с изображением розеток и первоначальные решетки и ставни окон.

Храм и трапезная расписаны местными мастерами около 1830 года темперными красками с применением графьи. Живопись сохранилась в четверике, алтаре и трапезной (имеются частичные утраты красочного слоя). Во второй половине XIX века поновлена масляными красками, дописаны драпировки в композиции «Поклонение волхвов» и изображения евангелистов. Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нем как об одном из самых ярких в ряду стенописей

данного периода в Ивановской обл.

Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции: любовь к сложным многофигурным динамичным композициям, обилие пейзажных и архитектурных фонов, тщательная разделка драпировок. Наряду с этим в росписи органично существуют и условные приемы «иконного письма» рубежа XVII–XVIII веков, особенно ярко проявляющиеся в ряде изображений, особенностях доличного письма и технике исполнения. Богатство стилевых приемов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма, играющая большую роль в создании более сложного и оригинального пространства интерьера (особенно в трапезной). Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придает росписям подлинное своеобразие. Чрезвычайно выразителен яркий мажорный колорит, построенный в основном на контрастных цветах. Преобладают интенсивно-голубые, глубокие киноварные, медовые охристые тона, позолота. Особенно изысканна цветовая гамма в алтаре, где гармонично сочетаются розовый и белый, оливковый и ярко-красный, глубокий синий и изумрудно-зеленый.

Свод отделяется от стен позолоченным, сильно вынесенным штукатурным карнизом и разбит горизонтальными живописными карнизами на три яруса. Вертикальные тяги, сходящиеся у светового кольца, образуют в двух нижних ярусах по три композиции на каждом лотке. Четыре сцены верхнего яруса, обрамленные арками, разграничены великолепными гризайльными канделябрами ампирного рисунка.

В куполе барабана написан Саваоф, в простенках – архангелы. Роспись свода посвящена преимущественно ветхозаветным темам. В центральной части восточного лотка изображена Голгофа, являвшаяся фоном для Распятия, завершавшего иконостас.

Росписи стен четверика расположены в четыре яруса. Верхний, над окнами второго света, состоит из вытянутых по горизонтали небольших аллегорических сцен, отделенных друг от друга крупными вазонами с цветами. Ниже, в южных и северных простенках написаны евангелисты на фоне пилястр; на откосах окон изображены святые, вверху – иконы Богоматери, несомые ангелами. Следующий ярус, проходящий под верхними окнами состоит из евангельских сцен. Самый нижний ярус представлен сценами «Воскресение» (южная стена) и «Вознесение» (северная стена), размещенными на участках между порталом и окном. На западной стене над высокой аркой написан выступающий карниз с фризом и розетками, а на нем – четырехколонный портик. В центре портика большая композиция с ландшафтным фоном «Поклонение волхвов». По сторонам от нее изображены пилястры, частично закрытые тремя большими евангельскими композициями, помещенными одна над другой с каждой стороны.

В конхе апсиды – многофигурная композиция «Да молчит всякая плоть…» Поверхность стены здесь занята перспективной аркой, в которой реальные оконные проемы чередуются с иллюзорными нишами. По сторонам от центрального окна написаны «Снятие с креста» и «Положение во гроб»; на западной стене алтаря – «Тайная вечеря» и еще две композиции на евангельские темы.

Оригинальна в композиционном отношении роспись свода трапезной. Через коробовый свод «переброшены» гризайльные кессонированные арки. Средняя часть свода занята широким восьмигранником с кессонами: три ряда перспективно уменьшающихся к центру кессонов создают впечатление высокого шатра, замкнутого восьмигранной композицией «Сошествие св. Духа». На северный и южный склоны от восьмигранника спускаются две трапециевидные рисованные рамы с большими композициями на темы апостольских деяний.