Наименование объекта | Церковь летняя, 1785 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Родниковский район, село Парское |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1785 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Церковь принадлежит к одному из наиболее интересных типов приходских церквей второй половины XVIII — начала XIX веков, встречающихся на территории бывшей Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, воспроизводящих формы храмов рубежа XVII–XVIII веков.
Высокий основной четверик завершен характерными для ярославской архитектуры двумя рядами декоративных кокошников, нижний из которых трактован как аттиковый ярус, а верхний, суженный,–- как постамент со срезанными углами под высокими цилиндрическими барабанами крупных луковичных глав с чешуйчатым покрытием. Столь же характерна форма апсиды, единый объем которой расчленен колонками на три слабо выраженных скругления. Высокий восьмигранный столп шатровой колокольни поднят на двухъярусный четверик у западного фасада трапезной. Поздние притворы боковых входов имеют вид восьмигранных снаружи, близких к овалу изнутри объемов (основные грани более широкие), вытянутых по оси север–юг. К их слегка приподнятым площадкам с трех сторон ведут лестницы.
В убранстве церкви использованы элементы московского и раннепетровского барокко. Боковые фасады четверика с тремя осями высоких проемов обработаны на углах пучками тройных колонок и завершены широким наборным фризом из поребрика, четырехрядной пилы и городков, раскрепованным у пят широких кокошников верхнего яруса. Дуги кокошников декорированы поребриком и дентикулами, а углы каждого из ярусов рустованы. В отличие от окон нижнего света четверика, апсиды и трапезной, проемы которых заключены в рамки с набором мелких бусин, более высокие верхние окна фланкированы рустованными пилястрами. Наличники обоих ярусов завершают высокие разорванные гребни, более массивные во втором свете. Первоначальные входы в храм обрамлены перспективными порталами.
Первый четвериковый ярус колокольни со стороны внешних углов обработан богатым набором руста и двойным рядом ширинок. Ширинки с поливными изразцами украшают грани столпа и основание яруса звона, под которым проходит кирпичный фриз крестообразного рисунка. Углы восьмерика подчеркнуты огибающими лопатками с филенками на уровне звона. Высокий шатер прорезают три ряда слухов. В их нижнем ряду на юго-западной грани были устроены часы.
Своеобразным изяществом отмечен и декор боковых притворов. Выполненные в формах классицизма, они украшены на основных гранях колонными портиками с треугольными фронтонами, обрамляющими широкие арочные входы. Диагональные грани прорезают арочные окна в простых наличниках под лучковыми сандриками. Некоторую грузность притворам придают массивные колоколовидные кровли с перехватом и гранеными луковичными главами.
Интерьер четверика перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. В апсиде, соединенной с четвериком тремя проемами, — высокая конха с распалубками; в трапезной – полулотковый свод, также с распалубками. Сохранились чугунные плиты пола с изображением розеток и первоначальные решетки и ставни окон.
Храм и трапезная расписаны местными мастерами около 1830 года темперными красками с применением графьи. Живопись сохранилась в четверике, алтаре и трапезной (имеются частичные утраты красочного слоя). Во второй половине XIX века поновлена масляными красками, дописаны драпировки в композиции «Поклонение волхвов» и изображения евангелистов. Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нем как об одном из самых ярких в ряду стенописей
данного периода в Ивановской обл.
Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции: любовь к сложным многофигурным динамичным композициям, обилие пейзажных и архитектурных фонов, тщательная разделка драпировок. Наряду с этим в росписи органично существуют и условные приемы «иконного письма» рубежа XVII–XVIII веков, особенно ярко проявляющиеся в ряде изображений, особенностях доличного письма и технике исполнения. Богатство стилевых приемов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма, играющая большую роль в создании более сложного и оригинального пространства интерьера (особенно в трапезной). Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придает росписям подлинное своеобразие. Чрезвычайно выразителен яркий мажорный колорит, построенный в основном на контрастных цветах. Преобладают интенсивно-голубые, глубокие киноварные, медовые охристые тона, позолота. Особенно изысканна цветовая гамма в алтаре, где гармонично сочетаются розовый и белый, оливковый и ярко-красный, глубокий синий и изумрудно-зеленый.
Свод отделяется от стен позолоченным, сильно вынесенным штукатурным карнизом и разбит горизонтальными живописными карнизами на три яруса. Вертикальные тяги, сходящиеся у светового кольца, образуют в двух нижних ярусах по три композиции на каждом лотке. Четыре сцены верхнего яруса, обрамленные арками, разграничены великолепными гризайльными канделябрами ампирного рисунка.
В куполе барабана написан Саваоф, в простенках – архангелы. Роспись свода посвящена преимущественно ветхозаветным темам. В центральной части восточного лотка изображена Голгофа, являвшаяся фоном для Распятия, завершавшего иконостас.
Росписи стен четверика расположены в четыре яруса. Верхний, над окнами второго света, состоит из вытянутых по горизонтали небольших аллегорических сцен, отделенных друг от друга крупными вазонами с цветами. Ниже, в южных и северных простенках написаны евангелисты на фоне пилястр; на откосах окон изображены святые, вверху – иконы Богоматери, несомые ангелами. Следующий ярус, проходящий под верхними окнами состоит из евангельских сцен. Самый нижний ярус представлен сценами «Воскресение» (южная стена) и «Вознесение» (северная стена), размещенными на участках между порталом и окном. На западной стене над высокой аркой написан выступающий карниз с фризом и розетками, а на нем – четырехколонный портик. В центре портика большая композиция с ландшафтным фоном «Поклонение волхвов». По сторонам от нее изображены пилястры, частично закрытые тремя большими евангельскими композициями, помещенными одна над другой с каждой стороны.
В конхе апсиды – многофигурная композиция «Да молчит всякая плоть…» Поверхность стены здесь занята перспективной аркой, в которой реальные оконные проемы чередуются с иллюзорными нишами. По сторонам от центрального окна написаны «Снятие с креста» и «Положение во гроб»; на западной стене алтаря – «Тайная вечеря» и еще две композиции на евангельские темы.
Оригинальна в композиционном отношении роспись свода трапезной. Через коробовый свод «переброшены» гризайльные кессонированные арки. Средняя часть свода занята широким восьмигранником с кессонами: три ряда перспективно уменьшающихся к центру кессонов создают впечатление высокого шатра, замкнутого восьмигранной композицией «Сошествие св. Духа». На северный и южный склоны от восьмигранника спускаются две трапециевидные рисованные рамы с большими композициями на темы апостольских деяний.