Наименование объекта | Церковь Иоакима и Анны, 1795 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Шекшово, улица Курмень, 2 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1795 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»; Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 07.10.2015 № 7079-р "О регистрации объекта в реестре" Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Приказ Министерства культуры РФ от 07.10.2015 № 7079-р ''О регистрации объекта'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Оригинальный пример двухэтажного приходского храма, отличающегося ярким развитым фасадным декором в традициях суздальской школы зодчества. Доминирующую роль в объемной композиции играет очень высокий четверик пятиглавого храма (двусветный во втором и односветный в первом этаже) с полуовальной апсидой. Оба этажа трапезной, по ширине равной храму, имеют в западной части притворы. Центральный барабан пятиглавия – световой и более крупный, чем глухие угловые.
Отличительной чертой фасадной композиции здания является усложнение и нарастающее обилие декоративных форм снизу вверх. Профилированные карнизы с поребриком делят четверик на три яруса. Если стены нижнего храма, прорезанные небольшими окнами (с лучковыми перемычками), украшенными рамочными наличниками, расчленены гладкими лопатками, чуть отступающими на углах, то во втором ярусе лопатки сменяют двойные, а в третьем – тройные полуколонки. Окна двух ярусов верхней церкви – более крупные, арочные и обрамлены наборными наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Своеобразный широкий фриз под венчающим карнизом включает пучки полуколонок, образующих подобие крупных триглифов. Фасадное убранство дополняют оригинальная аркатура на барабанах глав в виде стрельчатых арочек с тонкими колонками и наборно перспективный портал западного входа.
Первый этаж храма перекрыт коробовым сводом, второй – лотковым. Оригинальной особенностью верхнего храма являются поддерживающие центральную световую главу две подпружные арки, переброшенные от северной к южной стене. Они опираются на объединенные попарно вытянутые полуколонки, помещенные в простенках
между окнами.
Верхний храм расписан клеевыми красками в первой половине XIX века, поновлен масляными красками в конце XIX столетия. Живопись почти полностью утрачена в алтаре, на стенах и в трапезной. Сохранившаяся роспись свода – замечательный образец монументальной живописи, сочетающей барочные и классицистические черты. Гризайльная декорация выявляет необычную структуру интерьера. Арки, покрытые орнаментом из стилизованного меандра и картушей с барочной сеткой, делят свод на три пространственные зоны. Ребра свода подчеркнуты растительным орнаментом в виде изгибающихся стеблей и листьев.
Композиция на восточном лотке «Слава в Вышних Богу», очевидно, первоначально служила фоном для скульптурного изображения Христа, венчавшего иконостас, от которого остались незначительные фрагменты. По ее сторонам – гризайльные изображения ангелов со светильниками в руках, выполненные в лучших традициях классицизма. Им отвечали подобные изображения (утрачены) на западном лотке, фланкирующие «Новозаветную Троицу». В угловых частях северного и южного лотков представлены евангелисты, в центре – «Вознесение Христа» и «Вознесение Богоматери». Композиции имеют затейливые барочные обрамления.
В нижнем храме и притворе сохранились остатки росписей маслом второй половины XIX века на евангельские темы. Любопытно изображение именно этой церкви в сцене «Возвращение блудного сына» (в притворе), при выполнении которого, очевидно, был использован архитектурный проект.
Здесь же фрагментарно сохранилась основа двухъярусного золоченого иконостаса периода эклектики с витыми колонками, разделяющими трехлопастные, килевидные и круглые обрамления икон.