Наименование объекта | Церковь Дмитрия Солунского, 1801 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Ильинский район, погост Дмитрия Солунского |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1801 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Церковь Дмитрия Солунского выстроена из кирпича в 1801 году. Во второй половине XIX века пристроен восточный портик, на рубеже XIX–XX веков у южного бокового входа сооружено крыльцо с навесом, в XX веке искажены формы глав. Своеобразный памятник запоздалого провинциального барокко с использованием элементов классицизма.
В объемной композиции здания выделяются высокий трехсветный четверик с пятью глухими главами и трехъярусная колокольня под каменным шатром с восемью гранями (диагональные сужены). Основной четверик чуть шире трапезной и алтаря, отчего он кажется еще весомее. Продольно-осевую симметрию тра-диционного плана нарушают разновеликие полукружия двухапсидного алтаря, однако этот диссонанс скрадывается поздним двухколонным портиком, поставленным на стыке апсид. Фасады четверика между окнами второго и третьего света разделены тонкой тягой и уступом стены на два разнохарактерных яруса, что говорит об изменениях первоначального замысла при строительстве храма. Обрамления северного и южного входов имеют барочный характер – с двойными выкружками по вертикали на верхних углах и с парным киотом над лучковой перемычкой. Углы двусветной нижней части четверика скруглены и ограничены лопатками. Нижние окна здесь имеют лучковые перемычки, окна второго света – круглые. От них заметно отличаются обрамления арочных верхних окон (ленточные, с замковыми камнями), которые по характеру уже близки раннему классицизму. Венчающий карниз четверика по рисунку полностью совпадает с карнизом трапезной и нижнего яруса колокольни.
Неодинаковы по архитектуре и ярусы колокольни, где существенную роль играют элементы классицизма. Грани ее среднего четверика завершены фронтонами, а широкие устои арок расчленены тонкими вертикальными тягами. Стены верхнего четверика со срезанными углами также прорезаны высокими арками; их покрывает узкий ленточный руст, огибающий грани и ребра без вертикальных перебивок. Пропорции граней, размещение и оформление
слухов шатра лишь отдаленно напоминают верхи древнерусских колоколен.
Внутри центральная часть перекрыта сомкнутым сводом, трапезная – коробовым с лотком на западном торце и распалубками над проемами, нижний ярус колокольни – восьмилотковым сводом, апсиды – коробовым, переходящим в конху.
Трехъярусный пятичиновый иконостас в девять осей, выполненный в начале XIX века в стиле классицизма, довольно необычен по композиции. Его центральная ось резко смещена к северу, что объясняется асимметричным расположением апсид; плоскость имеет легкие завороты на боковые стены. Первый, самый высокий, ярус украшен четырехколонным портиком с фронтоном, между средними колоннами которого помещены царские врата кон. 19 в.; над ним еще один четырехколонный портик – меньшего размера и без фронтона; в третьем ярусе по сторонам визуальной оси помещены два двухколонных портика, несущих фронтоны, а еще выше между ними установлено «Распятие». Иконостас декорирован немногочисленными элементами классицистической резьбы: розетки и модульоны в карнизах, коринфские капители колонн (частично утрачены), волюты по сторонам верхнего яруса, обрамление «Распятия» и резная композиция (облака и головки херувимов) над царскими вратами. Иконы – XIX–XX веков.
Роспись маслом второй половины XIX века (между окнами первого и второго света поновлена в XX столетии) сохранилась на своде и стенах храма. Она включает сюжетные сцены, изображения фигур и орнамент. Сильно пострадавшую клеевую стенопись на уровне окон третьего света и в своде можно датировать первой половины XIX века. В трапезной – масляная живопись 1860-х годов: на своде был изображен Саваоф, в распалубках – херувимы, на арке прохода в храм – святые. В нижнем ярусе колокольни стоит деревянное рельефное «Распятие» начала XIX века, по сторонам которого находятся плоскостная фигура Богородицы и скульптурное изображение Иоанна Богослова (перенесены из разных окрестных церквей). В окнах сохранились решетки ромбовидного рисунка.