Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль: Церковь в честь Архистратига Божьего Михаила
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Бородино
Вид объекта Церковь
Датировка 1827 год
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия"
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Крупный и выразительный по архитектурным формам памятник в стиле классицизма. Ряд деталей фасадного убранства (карнизы, капители, части наличников) выполнен в белом камне. Храм имеет план в форме латинского креста. Центральный кубообразный объем завершен купольной ротондой с люкарнами, увенчанной вазообразной главкой на граненом барабанчике. К кубу примыкают пониженные и равновысокие между собой: полуциркульная апсида, крупные боковые рукава-ризалиты и небольшая трапезная. Замыкающая композицию с запада высокая колокольня, также увенчанная главкой-вазоном, состоит из трех ярусов и одного полуяруса, квадратных в плане. Верхний ярус звона меньше других в плане и выделен очень высокими арочными проемами.
Композиция фасадов подчинена ритму чередующихся крупных окон, пилястр и полуколонн в простенках. Торцы ризалитов с боковыми входами в храм оформлены в виде плоских фронтонных портиков (две полуколонны и пилястры по сторонам). Карнизы, пояски и даже узкие полоски аттиков в завершении ротонды и на углах четверика раскрепованы над пилястрами приемом, близким архитектуре барокко. Окна с пологими лучковыми перемычками (частью ложные) обрамлены профилированными наличниками и завершены треугольными сандриками. Проемы основных ярусов колокольни заключены в портики с парными колоннами по сторонам, а низкий полуярус с фронтоном имеет полуциркульные проемы и обработан широким дощатым рустом.
Храм перекрыт куполом и коробовыми сводами,

апсида – конхой с распалубками; в трапезной два коробовых свода, ориентированных по продольной оси, разделены подпружной аркой. Пространство интерьера с широкими арочными проемами нарастает от притвора к центральной подкупольной части. Простенки между окнами ротонды, широкий подоконный пояс, паруса, подпружные арки и своды боковых рукавов украшены штукатурными тягами.
Главный трехъярусный иконостас, выполненный в эклектичной манере, характерен для второй половины XIX века. Его композиция состоит из высокого нижнего яруса с плоскими пилястрами, поддерживающими антаблемент, и более узких второго и третьего ярусов. В картушах и разорванном карнизе верхнего яруса прослеживаются отголоски барокко. В накладной резьбе сдержанного геометрического рисунка выделяются барельефные головки ангелов, крупные завитки и розетки. Иконы и киоты у восточных пилонов выполнены в одно время с иконостасом.

В алтаре находится сень 2-й пол. 19 в.: четыре витые колонки несут антаблемент, на углах которого поставлены крупные стилизованные S-образные волюты, поддерживающие венчающий карниз. Как в композиции, так и в отдельных элементах – резные драпировки с кистями и бахромой – ощутимо влияние классицизма. Но характер резьбы, особенно обильной в обрамлении икон, свидетельствует о принадлежности сени к периоду эклектики. Перенесенный из зимней церкви иконостас южного придела в трапезной собран в сер. 20 в. (витые колонки относятся ко второй половине XIX века).