Наименование объекта | 43-х квартирный дом на Почтовой |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | г.Иваново, Почтовая ул., 5 |
Вид объекта | Выявленный памятник |
Датировка | 1950 г. |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение от 18.06.2009 № 70 Об утверждении списка выявленных о.к.н. Распоряжение от 18.06.2009 № 70 Об утверждении списка выявленных о.к.н. |
Современное значение | Многоквартирный жилой дом |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Рудаков П.Г. |
В 1956 году на ул. Почтовой по проекту архитектора П.Г. Рудакова был выстроен 43 квартирный жилой дом завода автокранов с ателье (No5). Вначале здание имело довольно сдержанное оформление фасада, однако в послевоенные годы здание получило богатую отделку в классическом стиле в соответствии с новым стилистическим направлением советской архитектуры. Стиль определен как «Сталинский ампир». Городская советская архитектура сороковых-пятидесятых годов, иногда называемая сталинским ампиром или неоклассицизмом, пришедшему на смену конструктивизму и рационализму — явление уникальное.
Наиболее широкое строительство многоэтажных жилых домов в “неоклассическом стиле” осуществляется в 1950-е гг. в Иванове. Они располагаются вдоль главных магистралей города — проспектов Ленина и Ф. Энгельса — и на других ответственных градостроительных участках в соответствии с первым генпланом Иванова, составленным в 1951 г. (архит. Б. Хуторянский, Ф. Крылов).
Пышные фасады, украшенные колоннами, богатой лепниной, статуями, сочетаются как с огромными подъездами и высокими потолками, так и с теснотой квартир, а иногда и с отсутствием элементарных удобств. По мнению «главного архитектора Союза», товарища Сталина, советские люди должны жить в красивых домах (иногда эти слова приписывают Л. Кагановичу). В то же время, послевоенные годы требовали строжайшей экономии народных средств. И если в
Москве, Киеве, других крупных городах сталинский ампир достиг своего апогея, то в Иванове пришлось ограничиться отдельными элементами декора: редкие колонны, балюстрады, лепнина, обелиски, цветистые фризы, вазоны… Советская парадная символика проявилась практически во всех элементах декора: это и пятиконечные звезды, и серпы с молотами, и союзные гербы, и «знамена Победы», и «факелы разума», и рога изобилия с фруктово-ягодными гирляндами и колосьями, символизирующие радостную и обильную жизнь советских людей. Часто изображалась дата постройки здания, обрамленная венками или без украшения. Все эти декоративные элементы присуще строениям периода неоклассицизма. Сталинский ампир многое взял из классической архитектуры, поэтому в декоре можно обнаружить коринфские капители колонн, меандровые многоуровневые фризы, розеточные карнизы, растительные орнаменты. Все эти украшательства практически полностью исчезают в домах, строившихся с конца 1950-х годов, после печально известного Постановления 1955 года об «архитектурных излишествах». И только с середины 1960-х годов начинают появляться мозаичные и плоскорельефные панно, кирпичные орнаменты и символика.
Построенный как раз в период ограничений в архитектурных излишествах 43-х квартирный жилой дом завода автокранов с ателье (No5) (43 квартирный дом на Почтовой) все же получил архитектурную отделку, выделяющую его из общей застройки улицы.