Наименование объекта | Комплекс многоквартирных жилых домов |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | г.Иваново, Мархлевского ул., Красных Зорь ул., Кузнецова ул. |
Вид объекта | Достопримечательное место |
Датировка | начало 1930-х – середина 1950-х гг. |
Правоустанавливающие документы | Приказ от 25.03.2022 № 29-о 'О включении в реестр' Приказ от 25.03.2022 № 29-о 'О включении в реестр' Распоряжение от 04.04.2022 № 45-о 'Об утверждении ПО' |
Современное значение | Достопримечательное место |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | Голосов И.А., Ливанов Г.К., Менде Н.Ф., Рудаков П.Г. |
На пересечении ул. Мархлевского с улицами Красных Зорь и Кузнецова расположены три жилых дома, в облике которых отразились основные этапы развития советской архитектуры на протяжении двух десятилетий – с начала 1930-х до середины 1950-х гг.
Обширная территория к югу от ул. Красных Зорь до революции была не застроена и называлась Дмитриевским полем, а затем Ярмарочной площадью. Сюда в 1884 г. была переведена осенняя Воздвиженская ярмарка, проходившая с 14 сентября по 1 октября (по ст. стилю). В старые времена, в 1860–1870-е гг., ярмарка имела довольно значительное торговое значение, на нее съезжались продавцы и покупатели из далёких краев, были даже персидские и бухарские купцы. Здесь фабриканты сбывали свои изделия, а сами делали крупные закупки нужных им припасов и товаров. Но к 1880-м гг. ярмарка утратила торговое значение, превратившись в увеселительное место, где ивановцы, устав от изнурительной работы, отдыхали и развлекались. В начале ХХ в. на площади были выстроены деревянные здания театров «Рекорд» Ф.Е. Максимова и «Победа» Д.В. Артемова, карусели С. А. Соловьёва, музей восковых фигур В.А. Прокофьева. Здесь же располагался деревянный цирк братьев Акима и Петра Никитиных, где в 1897 г. в качестве диковины демонстрировали первый кинофильм, а в 1903 г. проходили гастроли знаменитого А.Л. Дурова с его дрессированными животными. На ярмарке выступали передвижные театры «Скоморох» и «Народный балагур», привозили зверинцы и панорамы.
16 мая 1912 г. на высоте 400 метров над Ярмарочной площадью состоялся первый в истории города полет аэроплана. В том же году 17 июля на Ярмарочной площади состоялся первый, официально зарегистрированный междугородний футбольный матч.
В конце 1920-х гг. предпринимались попытки создания нового типа жилища, отвечавшего изменившимся социальным потребностям. В это время выдвигались идеи максимального обобществления быта. Образцом для них видели бытовые коммуны рабочих, сложившиеся в национализированных домах. Такие коллективы были популярны среди молодежи. Они вместе заботились о приготовлении пищи, совместном отдыхе, уходе за детьми, стирке. Объединения охватывали жильцов нескольких квартир или всего дома. На их основе архитекторы пытались выработать программы жилищ нового типа. В 1928 г. жилищно-строительное кооперативное товарищество «Первый рабочий поселок» запланировало постройку крупного жилого комплекса на бывшей Ярмарочной площади. В 1929 г. в «докладной записке» правительству Иваново-Вознесенский горсовет просил «по примеру Москвы и Ленинграда отпустить безвозвратную ссуду на постройку домов-коммун».
Отдельная квартира понималась как материальная форма мелкобуржуазной идеологии. Выдвигались самые крайние варианты, основанные на положениях научной организации труда, перенесенной в сферу быта. Человеческая жизнь делилась на ряд стандартизированных процессов, рассчитанных с точностью до минуты, и этот «график жизни» должен был неукоснительно соблюдаться. В спальной комнате полагалось только спать, питаться нужно было в столовой, отдыхать в культурном центре. Предлагалось полное обобществление всех сторон быта трудящихся, в том числе воспитания детей с отделением их от родителей, устранение бытовых связей членов семьи, включая административный запрет на индивидуальное приготовление пищи.
27 февраля 1930 г. в газете «Известия» был опубликован проект постановления правительства об улучшении и коллективизации бытового обслуживания в существующих и новых городах. Согласно этому плану, при строительстве новых жилищ воспрещалось строить кухни в отдельных квартирах. «Кухни могут строиться не менее, чем на 100 человек, по одной на дом или группу домов. При общих кухнях должны быть и общие столовые. Госорганы и кооперативы должны всемерно поощрять создание группами жильцов бытовых коллективов. Поощрение должно заключаться в освобождении их от налогов. Нормы снабжения бытовых коллективов некоторыми товарами могут быть повышены».
В планы Центрального коммунального банка были включены специальные суммы на постройку прачечных и складов стандартного общественного белья для гостиниц, столовых и бытовых коллективов. Принимались решения о необходимости строительства в каждом крупном городе пищевого комбината. В задачи его входило приготовление и доставка обедов, завтраков и ужинов в столовые учрежденческие, домовые и квартальные. Часть продуктовых лавок предлагалось закрыть. В новых домах должны быть ясли и детсады с расчётом на поголовный охват всех детей до 8 лет.
В Иванове откликнулись на это соответствующим решением: «Все проекты нового строительства, которые должны начаться с весны 1930 г. и заложенные в 1929 г., должны быть пересмотрены, чтобы в каждом крупном доме было отведено помещение под общественную кухню и детсад. Уплотнение рабочего времени требует скорейшей ликвидации индивидуальной варки пищи, стирки и ухода за детьми».
Однако уже в постановлении ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта», принятом 16 мая 1930 г., обращалось внимание на необходимость трезвой оценки экспериментов с жильем, на крайне необоснованные, а поэтому чрезвычайно вредные попытки «одним прыжком перескочить через те преграды на пути к социалистическому переустройству быта, которые коренятся, с одной стороны, в экономической и культурной отсталости страны, а с другой – в необходимости в данный момент сосредоточить максимум ресурсов на быстрейшей индустриализации страны, которая только и создает действительные материальные предпосылки для коренной переделки быта».
Строительству 400-квартирного «Дома коллектива» на Ярмарочной площади (ул. Красных Зорь, 1) предшествовал архитектурный конкурс. На заседании правления «Первого рабочего посёлка» были рассмотрены три представленных проекта: «Ивгубстройтреста», разработанный С. К. Жуком, «Ивгубжилсоюза», автор — В.И. Панков, и проект члена Объединения современных архитекторов И.А. Голосова.
Последний выбрали для реализации. Рабочие предлагали организовать в доме коммуну на 1000 человек.
Однако популярность идеи максимального обобществления быта была кратковременной, и уже в процессе строительства коридорную систему планировки заменили секционной. Основными ячейками дома стали трёх- и двухкомнатные квартиры, причём последние объединялись попарно в блок с общей кухней. Каждая квартира имела отдельные прихожую, санузел, встроенные шкафы и помещение в подвале.
По своей архитектуре здание является одним из наиболее выразительных памятников конструктивизма. Четыре параллельных объёма обращены торцами к улице и по мере приближения к ней повышаются ступенями с четырех до шести этажей. Жилые дома объединены попарно одноэтажными помещениями, где планировалось разместить ясли, детский сад, магазин, столовую, зал собраний на 200 человек, красный уголок и правление кооператива. Во дворе должны были находиться детские и спортивные площадки, общественная прачечная. Архитектура комплекса выразительна благодаря динамичному ритму объемов разной высоты и контрастного сопоставления глухих плоскостей ограждений лоджий, стеклянных лент витрин и выступающих козырьков плоских крыш. В 1931 г. строительство жилого комплекса закончили, и вскоре его заселили.
Период авангарда в советской архитектуре оказался непродолжительным. Постановление ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало творческие группировки зодчих и объединило всех в единый Союз советских архитекторов. После этого начался кризис конструктивизма. Отчасти он имел объективную почву. Отвергая ложные эффекты и декоративную отделку, конструктивисты требовали широкого применения стальных конструкций, цемента, железобетона и других остродефицитных тогда материалов, что вступало в противоречие с очень слабой материально-технической базой строительства. Из-за несоответствия строительных материалов архитектурным замыслам, эффектные в проекте здания при осуществлении в натуре утрачивали во многом свои художественные качества. Противоречия между замыслом и реальным воплощением пытались разрешить имитациями, маскировкой кирпичной кладки под железобетон. Красота суровых форм требовала безупречной их реализации, что не всегда удавалось.
Другая причина смены стиля – призывы руководства страны к использованию при проектировании новых зданий лучших приемов классического зодчества. Требовалось создание социалистического реализма не только в литературе и живописи, но и в архитектуре. Парадные фасады должны были скрыть проблемы и противоречия советской действительности. Главной задачей стало создание приподнятой торжественности архитектурных образов. Аскетическая строгость и утилитарность построек первой пятилетки были отвергнуты и резко осуждались.
Расположенный на ул. Кузнецова 56-квартирный жилой дом облисполкома (ул. Кузнецова, 42) выстроен в 1939–1940 гг. и несет черты перехода от конструктивизма к советскому классицизму. Краснокирпичные неоштукатуренные стены и довольно строгая отделка сочетаются с симметрией фасада и введением упрощенных элементов классической архитектуры. Автором проекта является архитектор Г.К. Ливанов.
Одной из лучших в городе построек в формах парадной сталинской архитектуры, периода «освоения классического наследия» является 126-квартирный дом ИвТЭЦ – 1 (ул. Мархлевского, 34/45), выстроенный в 1949-1952 гг. Проект разработали архитекторы Н.Ф. Менде и П.Г. Рудаков. Николай Федорович Менде почти четверть века, с 1942 по 1966 гг., занимал пост главного архитектора нашего города. Дом оформляет перекресток трех улиц – Красных Зорь, Мархлевского и Кузнецова. Первым выстроили 38-квартирный дом с магазином, обращенный на ул. Мархлевского. Перед его главным фасадом планировалась организация площади. Затем создавались корпуса, обращенные на ул. Красных Зорь и Кузнецова. Здание имеет богатейшую штукатурную отделку, над карнизом установлена балюстрада и башня-бельведер, выделяющая центр здания. Она имела и функциональное назначение как наблюдательный пункт местной противовоздушной обороны. Даже двор имел довольно репрезентативный облик. В центре находился фонтан, который работал до 1960-х гг., а опоры электрического освещения двора решены в виде украшенных лепниной тумб и завершаются трехъярусными бетонными капителями, на которых укреплены металлические кронштейны в виде цветочного букета. Со стороны ул. Красных Зорь двор имеет парапетное ограждение. По завершении строительства в доме разместили 122 квартиры, отличающиеся повышенной комфортностью. В квартирах одной из секций были даже запроектированы комнаты для домработниц, расположенные около кухонь. Часть помещений приспособили для общественных целей: на втором этаже разместились домоуправление, пионерская комната и красный уголок для жителей дома.
К середине 1950-х годов вновь назрел конфликт между архитектурными формами и общественными потребностями. Основные черты архитектуры 1950-х годов – предпочтение индивидуального перед типичным, уникального перед массовым перестали соответствовать требованиям реальной жизни. Обострилось противоречие между необходимостью ускорения темпов строительства и стремлением к парадному оформлению магистралей. Постановление ЦК КПСС в сентябре 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» резко осудило пышность и декоративность фасадов. Были намечены пути дальнейшего развития архитектуры на основе широкой индустриализации. Только так можно было обеспечить количественный рост строительства, чтобы достичь успехов в решении социальных задач.
Комплекс из трех домов на пересечении ул. Мархлевского с ул. Красных Зорь и ул. Кузнецова может служить интересным экскурсионным объектом при организации маршрутов по городу Иванову для жителей и гостей. Облик жилых домов наглядно показывает изменение представлений о жилье в советский период – от идеи обобществления быта до создания необычайно комфортного жилья в послевоенный период с комнатой для прислуги в квартире и фонтаном во дворе.