Наименование объекта | Церковь Святого Духа |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановская область, Верхнеландеховский район, с. Кромы, ул. Центральная, д. 20 |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1824 г. |
Правоустанавливающие документы | Приказ департамента культуры и туризма Ивановской области от 09.12.2015 № 72 Приказ Департамента культуры от 09.12.2015 № 72 ''О включении в реестр'' Паспорт объекта культурного наследия от 29.08.1970 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Требует проведения реставрационных работ |
Архитектор | - |
Расположена в центре села на обширной площади, окруженной одноэтажными деревянными домами. Построена в 1821–34 гг. из кирпича на месте деревянного храма 17 в.; колокольня возведена в 1839–41 гг. Луковичные главы церкви утрачены. Интересный пример сочетания в провинциальном зодчестве форм классицизма с элементами псевдоготики и стилизацией барочного декора.
Высокий крупный трехсветный четверик храма перекрыт на четыре ската и увенчан пятью главами на тонких цилиндрических шеях. К нему примыкают мощная, сильно развитая алтарная апсида и большая прямоугольная трапезная, уширенная по отношению к основному объему. К средней части западного фасада трапезной пристроена трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Фасады храма расчленены карнизами на три яруса с тремя осями проемов в каждом. Нижний, равный по высоте трапезной и апсиде, завершается единым для всего здания карнизом. По сторонам прямоугольных проемов нижнего яруса (боковые входы и окна) поставлены полуколонны (на флангах спаренные). Средний ярус – наименьший по высоте – наиболее оригинален: его овальные
вытянутые по вертикали окна чередуются с заполняющими простенки рельефными композициями причудливых очертаний. Высокие арочные окна третьего яруса фланкированы широкими лопатками, завершенными своеобразными плоскими «пинаклями». Стены трапезной покрыты крупным рустом в виде квадратов и прямоугольников, апсида обработана дощатым рустом, сходящимся к арочным окнам. Трехъярусное построение колокольни перекликается с членением основного четверика; здесь также выделяется средний полуярус с арками стрельчатых очертаний.
Храм перекрыт сомкнутым сводом с кольцом светового барабана, четырхстолпная трапезная – системой коробовых сводов.
От первоначальной росписи в четверике, исполненной клеевой краской, сохранились фрагменты разгранки. Впоследствии живопись была записана маслом с изменением сюжетов и их расположения. Моделировка фигур и стандартная благообразность ликов характерны для академизма кон. 19 в. Живопись исполнена светлыми яркими красками. По граням свода проходят полосы псевдовизантийского орнамента, переходящие у основания в широкий рисованый фриз.