Наименование объекта | Троицкая церковь, 1808 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Приволжский район, г.Плес, Корнилова ул., 7 |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1808 г. |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974, Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995 Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176 Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | Церковь |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Замечательный образец культовой архитектуры костромских земель нач. 19 в., выполненный в стиле барокко. По своему решению близка к церкви Николая Чудотворца (1779) в г. Приволжск, что дает возможность предположить использование последней в качестве образца.
Крупный двухъярусный четверик с аттиком увенчан пятью луковичными главками с перехватами на восьмигранных барабанах. Полукруглый алтарь и короткая трапезная со скругленными западными углами понижены до уровня первого яруса четверика и чуть сужены. Стройная трехъярусная колокольня отличается подчеркнутой вертикальной устремленностью своих постепенно уменьшающихся в плане четвериков с арочными проемами. Ее венчает четырехгранный купол с люкарнами и луковичной чешуйчатой главкой на высоком сквозном барабане.
Нарядное барочное убранство храма состоит из поставленных на высокие постаменты пилястр в простенках и на углах объемов (здесь они сдвоенные), развитых антаблементов в завершениях и ярусов рамочных наличников с ушами и лучковыми сандриками. Боковые входы акцентированы двухколонными портиками с фронтонами. В декоре аттика место традиционных кокошников заняли фигурные филенки, разделенные короткими лопатками (с нишками на угловых). Грани двух нижних ярусов колокольни также декорированы филенками; углы их раскрепованы, а грани среднего яруса завершены фронтонами. В третьем ярусе с трехчетвертными колонками по сторонам арок сохранились металлические решетки ограждения.
Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, в алтаре и трапезной перекрытия плоские, в
нижнем ярусе колокольни -крестовый свод. В северо-восточном устое нижнего яруса колокольни устроена лестница. Необычно небольшое помещение в юго-восточном устое со скругленной западной стеной (вход в него — из трапезной).
Клеевая живопись в основном объеме — выразительный пример росписей сер. 19 в. в духе барокко. В рисованных фигурных рамах на лотках свода помещены четыре крупные композиции: «Горный Иерусалим» (восточный лоток), «Несение креста» (северный), «Снятие с креста» (южный), «Воскресение» (западный). В углах написаны евангелисты с двойными витыми колонками по сторонам. В этих изображениях, тяготеющих к живописи кон. 18 — нач. 19 в., барочные принципы прослеживаются особенно ясно. Для них характерны динамичные композиционные решения, подчеркнуто раматическая трактовка событий. Затейливый гризайльный орнамент на ребрах свода и в верхней части стен также включает многие элементы, распространенные в предыдущую эпоху: переплетающиеся барочные завитки, картуши, витые колонки. Однако их трактовке присущи измельченность и излишняя детализация, свойственные псевдобарочной живописи. На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. В верхнем между окнами первого и второго света помещены сцены, иллюстрирующие евангельские блаженства. На восточных выступающих простенках, кроме того, изображены митрополиты.
В трапезной масляная живопись сер. 19 в. сильно искажена при поновлении кон. 19 и сер. 20 в. На потолке написан «Страшный суд», на западной стене — редкая композиция на библейскую тему «Испытание горькой водой» с подробной передачей бытовых деталей.