Наименование объекта | Преображенская церковь, 1796 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Палехский район, с.Дорки Большие |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1796 год |
Правоустанавливающие документы | Решение Ивановского облисполкома № 368 от 31.08.1989 |
Современное значение | Церковь |
Охранный статус | Региональный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на пересечении двух улиц, в центре сельской площади. К востоку от церкви находится копаный пруд. Построена в 1796 г. на средства прихожан вместо деревянного храма 17 в. Стены кирпичные, побеленные. Колокольня и паперть утрачены. Небольшой сельский храм красивых пропорций представляет собой один из местных вариантов церквей, сочетающий элементы барокко с упрощенными формами классицизма.
Двусветный храм типа восьмерик на четверике (диагональные грани восьмерика узкие) имеет несколько вытянутую в плане скругленную апсиду и прямоугольную трапезную. Обе они одинаково чуть понижены и сужены относительно четверика. Восьмерик увенчан граненым куполом с луковичной главкой на невысоком цилиндрическом барабане. Стены четверика и трапезной покрыты рельефным рустом, причем на фасадах трапезной оставлены свободными углы и поля, где расположены окна, а верхняя часть четверика (также гладкая) представляет собой аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Фасады четверика строго симметричны: входной проем в центре (на южном фасаде ложный) фланкируют окна. Грани восьмерика и стены апсиды декорированы крупными филенками, в их центре помещены оконные проемы с лучковыми перемычками. Обрамления всех окон ленточные, с небольшими ушками и замковыми камнями.
Основной
объем перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом на ступенчатых тромпах. В трапезной свод цилиндрический, апсида имеет конху с распалубками над окнами.
Роспись выполнена клеевыми красками в сер. 19 в.; в кон. 19 в. прописана маслом. Утрачена в трапезной, в значительной степени в алтаре и частично на стенах. Характерный для Ивановской обл. пример стенописи, в которой заметно тяготение к позднему классицизму (живопись свода), и в то же время прослеживаются отголоски барокко (сюжетные сцены в восьмерике). Колорит яркий, но не слишком интенсивный, с преобладанием золотисто-охристых, голубых, бледно-зеленых и вишневых тонов.
Восьмилотковый свод занят единой композицией «Новозаветная Троица»: из-за отсутствия разгранки и расположения отдельных групп она скрывает ребра лотков, отчего свод воспринимается как купол. От стен его отделяет гризайльный антаблемент. Иконографической программе росписей восьмерика присуще известное своеобразие: на диагональных гранях по сторонам окон изображены праотцы, на южной и северной – пророческие сюжеты. На стенах четверика в два яруса изображены новозаветные сцены. Композиции в духе барокко отличают симметричное построение, сложные перспективные архитектурные и пейзажные фоны. Фигуры праотцов трактованы более архаично, они тяготеют к иконописи 18 в.