Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, 1763-1764 гг.: Святознаменская церковь
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Палехский район, с. Красное, Центральная ул., 3
Вид объекта Церковь
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР №624 от 04.12.1974
Современное значение Церковь
Охранный статус Федеральный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Один из ярких образцов, характерных для центральной части области пятиглавых храмов, соединяющих принципы барочной архитектуры с традициями, восходящими к 17 в. Трехсветный четверик с низкой полукруглой апсидой увенчан врезанным в четырехскатную кровлю пятиглавием на стройных барабанах. Широкой низкой трапезной он соединяется с трехъярусной шатровой колокольней и примыкающей с запада папертью, трактованной как сень. В рустованные углы четверика на уровне второго и третьего ярусов врезаны колонны. На северном и южном фасадах пилястры членят плоскость стен на три прясла с крупными арочными окнами в каждом, объединяя таким образом проемы по вертикали. Окна заключены в барочные наличники с ушами, дополненные в третьем ярусе лепестковыми завершениями, которые напоминают стилизованные кокошники. Эти же формы, но более укрупненные, были затем использованы в фигурных фронтонах мощных боковых портиков со спаренными колоннами. Восточный и западный фасады четверика имеют пилястры только по углам, а окна лишь в третьем ярусе. Рустованные углы трапезной и стены апсиды, а также равномерное членение пилястрами стен трапезной, прорезанных арочными окнами, перекликаются с декором основного объема.

Гладь стены восьмигранного столпа колокольни разделена межъярусными поясками и прорезана узкими окнами в основных гранях. Углы подчеркнуты огибающими лопатками. Ширинки, обрамления окон с фронтончиками, колонками и подоконными полочками, выложенный в кладке ромбовидный орнамент и карниз с сухариками до-полняют пластическое убранство колокольни. Над сквозным арочным ярусом звона поднимается высокий граненый шатер с тремя рядами слухов, завершенный вазообразной главкой.

Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом центрального барабана. В трапезной свод коробовый с лотками в торцах и распалубками над окнами.

Клеевые росписи нач. 19 в. поновлялись маслом в кон. 19 и в сер. 20 в. с искажением колорита и рисунка – особенно в нижней части четверика. Незаурядный пример живописи в стиле барокко палехского круга; стилистика росписи восходит к памятникам 18 в., но уже с определенным влиянием классицизма. В настоящее время колорит потемневший, выделяются красный и синие тона. Гризайльная живопись охристая, зеленовато-белая, серая.

Большая роль в живописном ансамбле отведена гризайльному декору. Взаимодействие реальных и написанных архитектурных форм образует сложную структуру стен, изменяя и обогащая пространство интерьера. Между окнами нижнего и среднего светов изображен сложно раскрепованный антаблемент с

нарядным фризом, украшенным лирообразным орнаментом. Антаблемент «поддерживают» колонны с пышными капителями. Колонны второго яруса «несут» более простой антаблемент; наконец, над верхними окнами проходит гризайльный антаблемент с расписанными под мрамор фризом и карнизом. В построении иллюзорного пространства западной стены гризайльная живопись занимает более значительное место. По сторонам проема в трапезную написаны сильно выступающие портики, над ними – сложная архитектурно-живописная декорация с раскрепованным антаблементом и несущими его пучками колонн. Композиции наподобие больших картин помещены перед колоннами.

Иконографическая программа росписей довольно архаична. На своде в каждом лотке написаны большие композиции (на восточном – две: «Распятие» и «Снятие с креста»). На стенах живопись расположена в три яруса. Помимо новозаветных сюжетов значительное место отведено и ветхозаветным. Редко встречающиеся сцены помещены на западной стене: «Избиение пророков Христовых в Иерусалиме», «О тебе радуется» с использованием иконографии «Службы св. отец» и «Чудо от иконы Знамения в Новгороде», где применена барочная схема композиции «Избиения младенцев». В своде апсиды изображен Саваоф, на стенах – евангельские и библейские сюжеты. Барочные черты проявляются в динамичных композициях сцен, экзотических костюмах персонажей, сложных архитектурных и пейзажных фонах, бурной жестикуляции и неожиданных ракурсах. Роспись 2-й пол. 19 в. на стенах и своде трапезной, выдержанная в духе позднего академизма, искажена поновлениями сер. 20 в.

Главный трехъярусный иконостас в формах классицизма характерен для 2-й пол. 19 в. В его плоскостной композиции слегка выделена центральная часть. Иконы палехского письма относятся к тому же времени. Ярусы разделены суховатыми антаблементами. В завершении – три аттика с круглыми иконами между ними; венчает иконостас овальная икона «Воскресение» в обрамлении из резных лучей. Резьба, сосредоточенная в основном на фризах, отличается уплощенностью и сдержанностью. Необычны царские врата, выполненные из посеребренной меди. На них вычеканены изображения евангелистов и «Благовещение», фон плотно заполнен растительным орнаментом.

Два идентичных придельных иконостаса 2-й пол. 19 в. также тяготеют к классицизму. Это сложные в плане двухъярусные сооружения с выступающими полукругом царскими вратами. Иконы праздничного чина – 1-й пол. 19 в.

Сохранились киоты перед иконостасом: с северной стороны – 1-й пол. 19 в., с южной – сер. 19 в.; паникадило 1-й трети 19 в.; два скульптурных «Распятия» – 2-й пол. 19 в.