Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Собор Входоиерусалимский: старый собор, 1733 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, г. Юрьевец, Советская ул., д. 41
Вид объекта Ансамбль
Датировка 1733 г.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327
Современное значение Собор
Охранный статус Федеральный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Один из поздних примеров двустолпного храма в традициях костромской архитектурной школы 2-й пол. 17 – нач. 18 в. В 1806 г. пристроена трапезная, тогда же в барабанах пробиты большие окна стрельчатых очертаний. К кон. 19 в. относится штукатурный декор: арочные завершения наличников, аркатурный пояс под карнизом основного объема и апсид.

К высокому двусветному четверику, вытянутому по продольной оси, покрытому четырехскатной кровлей и завершенному пяттью главами на широких цилиндрических барабанах, примыкает равная ему по ширине трехчастная апсида под высокой скатной кровлей. Трапезная с двускатной кровлей, такой же высоты и ширины как апсида, на западном фасаде завершена фронтоном с маленьким полуциркульным окном в тимпане. Высокие прямоугольные окна верхнего света четверика слегка заглублены в перспективные нишки и обрамлены наличниками с колонками-дудочками, опирающимися на консольки по краям подоконников; нижние проемы (три на северном фасаде и четыре – на южном) расположены с некоторым смещением осей. Боковые входы в храм находятся не по центру фасадов, а сдвинуты к западу. Углы объема закреплены широкими огибающими лопатками, которые образуют раскреповки в карнизе, включающем мелкий поребрик, полочки и зубчики. При этом на местах несуществующих межоконных лопаток в карнизе сделаны условные раскреповки на боковых фасадах и по центру восточного и западного. Апсиду

украшают трехчетвертные колонки – одинарные между скруглениями и сдвоенные на краях.

Внутри два столба со скругленными и раскрепованными углами, поставленные по поперечной оси четверика, поддерживают два поперечных коробовых свода с распалубками, усиленного подпружными арками, переброшенными на стены. Световые кольца глав, центральная из которых поставлена между столбами, прорезаны в своде без дополнительных арочек. В апсиде конха с распалубками, в трапезной – сомкнутый свод с распалубками.

Стенопись выполнена масляными красками по известковому грунту неизвестной артелью мастеров, судя по стилистическим и иконографическим признакам в начале 20 в. Все композиции и отдельные фигуры святых вписаны в фигурные штукатурные рамы. Ярусное расположение композиций на стенах храма подчинено архитектурным членениям. На сводах центрального и боковых нефов расположены ветхозаветные сюжеты в рамах в виде квадрифолиев. На склонах подпружных арок написаны отдельные фигуры святых, первых пустынников и основателей монашества. Сюжетный состав росписей на стенах охватывает события Ветхого и Нового заветов с включением довольно обширного пантеона восточных и русских святых. Стиль живописи сознательно стилизован под манеру древнерусского письма, но в сюжетных и многофигурных композициях чувствуются познеакадемическии влияния, что характерно для росписей городских церквей нач. 20 в.