Наименование объекта | Никольская церковь |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | Никольская церковь, с. Сошники (Углец) |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1815 |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в 2 км от с. Сошники, на кладбище ныне не существующего с. Углец. Кладбище занимает почти квадратную (со срезанным западным углом) территорию на склоне холма и обнесено деревянной оградой (прежняя каменная не сохр.). Кирпичное оштукатуренное здание построено в 1815 г. на средства прихожан. Довольно часто встречающийся в Ивановской обл. пример храма, соединяющий традиционное пятиглавие с барочной купольной кровлей и классицистическим декором фасадов.
Церковь состоит из двусветного четверика с прямоугольной апсидой и сильно расширенной трапезной и трехъярусной колокольни. Основной объем в три оконных оси завершен высокой кровлей гуськового профиля с пятью луковичными главами на круглых барабанах. Ярусы света на фасадах четверика разделены тягой простого профиля, переходящей в венчающие карнизы апсиды и трапезной. Углы объемов нижнего яруса подчеркнуты рустом. Над этим ярусом на боковых фасадах рельефной кладкой кирпича образована оригинальная имитация аттика с венчающим его пологим фронтоном. Окна с простыми полочками заключены в прямоугольные ниши в первом свете и в арочные – во втором. Декор апсиды и трапезной, кроме углового руста, состоит лишь из полочек над окнами. В кровле по сторонам света устроены развитые слуховые окна, барабаны декорированы арочными нишками (в центральном – световом – барабане в нишках прорезаны прямоугольные окна). Фасады ярусов колокольни трактованы как дорические портики (в верхнем полуколонны заменены на пилястры). Ее криволинейная кровля с ложными люкарнами увенчана четырехгранным барабанчиком со срезанными углами и овальными нишками и далее – маленькой главкой со шпилем.
Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом со сферическими тромпами в основании и световым
кольцом в центре. Широкая низкая трапезная с приделами имеет два столба посередине и крестовые своды над ячейками, в алтаре – полулотковый свод с распалубками над окнами.
Сохранившаяся в храме стенопись исполнена, очевидно, в сер. 19 в., в технике клеевой живописи, в единой стилистической и технической манере, более поздних записей нет. Роспись сохранилась в основном в верхних частях храма. Плафон свода четверика занимает единая неразграненная композиция «Небесной литургии». В основании свода проходит неширокий штукатурный карниз. В простенках между верхними окнами южной и северной стен помещены четыре композиции на сюжеты жития св.Николая, центр западной стены отведен «Проповеди Иоанна Предтечи в пустыне». Нижние части южной и северной стен, а также восточная стена росписи не имели (были побелены), так как закрывались иконостасом и его боковыми частями, заходящими на стены. Композиции имеют фигурные обрамления, выполненные гризайлью. Гризайльной же росписью покрыты участки стен четверика между фигурными композициями. В своде и на стенах алтаря сохранились остатки композиции «Да молчит всякая плоть человечья». На западной стене алтаря – «Тайная вечеря».
Колорит стенописи светлый. На голубом фоне эффектно смотрятся гризайли и яркие чистые краски фигурных композиций. Рисунок уверенный, но далекий от академической жесткости. В объемной моделировке характерны обобщенные высветления и глубокие притенения. В построении складок одеяний чувствуется связь с более ранней художественной традицией, хотя композиции в целом спокойны и уравновешенны, в духе классицизма 19 в.
В храме сохранилась одна икона пророческого чина и небольшой фрагмент деревянного каркасного иконостаса, который может быть отнесен ко времени освящения храма.