Наименование объекта | Церковь зимняя, 1863 год |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Родниковский район, село Парское |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1863 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Крупный храм с выразительной, но несколько суховатой пластикой объемов играет подчиненную роль в комплексе. Кирпичные стены оштукатурены и побелены. Основной двусветный четверик, чуть суженная полуциркульная апсида, квадратная в плане, слегка уширенная четырехстолпная трапезная и притвор западного входа размещены на общей продольной оси. Декоративное фасадное убранство, выполненное в основном в формах русско-византийского стиля, эклектически сочетает также приемы древнерусского зодчества, классицизма и московского барокко. Для русско-византийского стиля характерно и своеобразное венчание храма пятью маленькими луковичными главками на граненых глухих барабанах (средний разрушен и заменен деревянным, глава отсутствует). Главки установлены не непосредственно на барабаны, а на невысокие шатры с килевидными кокошниками в основании. Особую пластическую выразительность объему придают парные трехчетвертные колонны, членящие фасады четверика и трапезной на три прясла (на углах они образуют группы из трех колонн). Боковые входы в храм выполнены в виде
притворов-тамбуров, с килевидным завершением кровли над полукруглым окном. Средняя ось боковых фасадов четверика дополнительно подчеркнута неполным фронтоном среднего прясла, врезанным в аттиковый ярус, разработанный филенками. Окна в основном арочные, в наличниках с килевидными архивольтами или с разорванными треугольными фронтонами.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом; трапезная – системой лотковых и сомкнутых сводов; в притворе плоские потолки; в апсиде – конха.
Масляная роспись второй половине XIX века, сохранившаяся на своде четверика и восточной стене алтаря, — типичное произведение в духе позднего академизма. В колорите преобладают сдержанные холодные тона. Стены четверика окрашены масляной краской и не имели росписей.
Свод отделен от стен узким штукатурным карнизом. Его ребра подчеркнуты живописными орнаментальными тягами. На восточном лотке написано «Вознесение», на северном и южном – группы апостолов, на западном – «Коронование Богоматери». В алтаре свод также отделен лепным карнизом. По сторонам центрального окна написаны Богоматерь и Христос.