Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Введенская церковь
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановская область, Тейковский район, село Елховка
Вид объекта Церковь
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Распоряжение Правительства Ивановской области от 22.12.2009 № 417-рп ''О включении в реестр'' Распоряжение Правительства ИО от 22.12.2009
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия муниципального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена среди деревьев в центральной части села, на обширной площади при пересечении двух основных улиц; господствует в окружающей застройке. Возведена из кирпича в 1827 году: к настоящему времени утрачена ограда, первоначально окружавшая церковь, в конце XIX века к южному порталу пристроено крыльцо. Интересный пример традиционного по объемной композиции сельского храма, в архитектуре которого традиции XVII века сочетаются с формами барокко и классицизма.

В объемно-пространственной композиции выделяется крупный трехсветный четверик, завершенный четырехгранной гуськовой кровлей. Ее венчают пять луковичных главок с перехватами на тонких, глухих, широко расставленных цилиндрических барабанах. Алтарная часть, более узкая, значительно выступает к востоку и имеет в плане форму прямоугольника с восточной стеной в виде трехцентровой дуги. Квадратная трапезная, наоборот, шире четверика, с запада к ней примыкает короткий тамбур, соединяющий ее с нижним четвериком трехъярусной колокольни.

Окна нижних ярусов четверика, апсиды и трапезной имеют лучковые перемычки, наличники с нишками и фигурные бровки явно барочного происхождения. Поребрик в карнизе основных объемов, как и силуэт глав, восходят к XVII веку. Вместе с тем общий четкий характер членений фасадов, тяжеловесные пропорции и упрощенная трактовка форм колокольни, а также полуциркульные окна с архивольтами в верхнем свете боковых фасадов четверика свидетельствуют о влиянии принципов классицизма. Наиболее ярко эта стилистика проявляется в убранстве колокольни. Ее нижний ярус с полуциркульными окнами второго света над основными арочными проемами выделен сдвоенными пилястрами на флангах. Арки звона верхних ярусов имеют в пятах импосты и

отмечены легкой раскреповкой, имитирующей портики.

Внутри четверик перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом; алтарь – коробовым, переходящим в конху; двустолпная трапезная (квадратные столбы по оси север–юг) – плоский подшивной потолок. Как и на фасадах, окна северной и южной стен четверика объединены вертикальными членениями в виде ниш с арочным верхом, идущих от пола.

Клеевая живопись первой половины XIX века переписана маслом в конце XIX века с изменением стиля и колорита. Иконографический состав композиций на стенах остался прежним; на своде, на восточной стене апсиды и в трапезной роспись выполнена заново. Поновлялась в середине XX столетия.

Первоначальная живопись проступает в некоторых сценах западной стены («Коронование Богоматери», «Величит душа моя Господа», «Притча о богатом и бедном Лазаре»), в изображении ангела из композиции «Жены-мироносицы» на восточной стене храма и в росписи западной стены алтаря. Наиболее своеобразна классицистическая по манере композиция «Притча о богатом и бедном Лазаре» – выполненная с большим мастерством, она напоминает жанровые сцены.

Поздняя живопись свода состоит из четырех евангельских сцен, разделенных широкими орнаментальными полосами подчеркнуто жесткого рисунка. На боковых стенах сюжеты расположены в три яруса: в верхнем по сторонам полуциркульного окна изображены евангелисты, в нижних (в простенках окон) – евангельские и библейские сцены, в оконных нишах – святые. На западной стене роспись выполнена в два яруса. Композиция дополняет псевдобарочный орнаментальный декор. На восточной стене вверху написаны две евангельские сцены, фланкировавшие, очевидно, «Распятие» иконостаса. Фрагменты поздней живописи сохранились и в трапезной.