Наименование объекта | Введенская церковь |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановская область, Тейковский район, село Елховка |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Правительства Ивановской области от 22.12.2009 № 417-рп ''О включении в реестр'' Распоряжение Правительства ИО от 22.12.2009 |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия муниципального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена среди деревьев в центральной части села, на обширной площади при пересечении двух основных улиц; господствует в окружающей застройке. Возведена из кирпича в 1827 году: к настоящему времени утрачена ограда, первоначально окружавшая церковь, в конце XIX века к южному порталу пристроено крыльцо. Интересный пример традиционного по объемной композиции сельского храма, в архитектуре которого традиции XVII века сочетаются с формами барокко и классицизма.
В объемно-пространственной композиции выделяется крупный трехсветный четверик, завершенный четырехгранной гуськовой кровлей. Ее венчают пять луковичных главок с перехватами на тонких, глухих, широко расставленных цилиндрических барабанах. Алтарная часть, более узкая, значительно выступает к востоку и имеет в плане форму прямоугольника с восточной стеной в виде трехцентровой дуги. Квадратная трапезная, наоборот, шире четверика, с запада к ней примыкает короткий тамбур, соединяющий ее с нижним четвериком трехъярусной колокольни.
Окна нижних ярусов четверика, апсиды и трапезной имеют лучковые перемычки, наличники с нишками и фигурные бровки явно барочного происхождения. Поребрик в карнизе основных объемов, как и силуэт глав, восходят к XVII веку. Вместе с тем общий четкий характер членений фасадов, тяжеловесные пропорции и упрощенная трактовка форм колокольни, а также полуциркульные окна с архивольтами в верхнем свете боковых фасадов четверика свидетельствуют о влиянии принципов классицизма. Наиболее ярко эта стилистика проявляется в убранстве колокольни. Ее нижний ярус с полуциркульными окнами второго света над основными арочными проемами выделен сдвоенными пилястрами на флангах. Арки звона верхних ярусов имеют в пятах импосты и
отмечены легкой раскреповкой, имитирующей портики.
Внутри четверик перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом; алтарь – коробовым, переходящим в конху; двустолпная трапезная (квадратные столбы по оси север–юг) – плоский подшивной потолок. Как и на фасадах, окна северной и южной стен четверика объединены вертикальными членениями в виде ниш с арочным верхом, идущих от пола.
Клеевая живопись первой половины XIX века переписана маслом в конце XIX века с изменением стиля и колорита. Иконографический состав композиций на стенах остался прежним; на своде, на восточной стене апсиды и в трапезной роспись выполнена заново. Поновлялась в середине XX столетия.
Первоначальная живопись проступает в некоторых сценах западной стены («Коронование Богоматери», «Величит душа моя Господа», «Притча о богатом и бедном Лазаре»), в изображении ангела из композиции «Жены-мироносицы» на восточной стене храма и в росписи западной стены алтаря. Наиболее своеобразна классицистическая по манере композиция «Притча о богатом и бедном Лазаре» – выполненная с большим мастерством, она напоминает жанровые сцены.
Поздняя живопись свода состоит из четырех евангельских сцен, разделенных широкими орнаментальными полосами подчеркнуто жесткого рисунка. На боковых стенах сюжеты расположены в три яруса: в верхнем по сторонам полуциркульного окна изображены евангелисты, в нижних (в простенках окон) – евангельские и библейские сцены, в оконных нишах – святые. На западной стене роспись выполнена в два яруса. Композиция дополняет псевдобарочный орнаментальный декор. На восточной стене вверху написаны две евангельские сцены, фланкировавшие, очевидно, «Распятие» иконостаса. Фрагменты поздней живописи сохранились и в трапезной.