Наименование объекта | Никольская церковь |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | Ивановская область, Тейковский район, село Григорьево |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена на восточной окраине села на высоком берегу реки Вязьма. Церковь сооружена в 1816 году. Кирпичные стены побелены по кладке. Существующая деревянная ограда – поздняя, поставленная на месте разрушенной каменной. К юго-западу от церкви в линии ограды расположена сторожка середины XIX века. В 1960-х годах с северной стороны колокольни была сделана пристройка. Небольшой сельский храм, характерный для Суздальской епархии, выполнен в формах, сочетающих приемы барокко и раннего классицизма.
В композиции храма доминирует основной объем – двусветный четверик с куполообразной четырехгранной кровлей, увенчанной миниатюрной главкой на световом барабане. К нему примыкают суженные и сильно пониженные объемы пятигранной апсиды и квадратной трапезной. Трехъярусная колокольня у западной стены трапезной также имеет высокую куполообразную кровлю с маленькой главкой на деревянном граненом барабанчике.
В убранстве храма преобладают формы барокко конца XVIII века, видоизмененные под воздействием классицизма, о чем свидетельствуют рустованные пилястры, поставленные по краям фасадов с выпуском углов, и карнизы сложного профиля с сухариками. Влияние классицизма сказалось также в строгой регулярности фасадных композиций и
плоскостной трактовке деталей. Особенно отчетливо классицистические мотивы проявились в колокольне, первый и второй ярусы которой прорезаны полуциркульными проемами (верхний ярус звона имеет арочные проемы). Наличники окон – с тонкими пилястрами на ступенчатых консолях по сторонам и треугольными фронтончиками в завершении – напоминают о традициях XVII века. У западного и южного входов устроены железные козырьки с подзорами.
Основное помещение перекрыто высоким четырехлотковым сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, трапезная – полулотковым сводом, апсида – конхой. Сохранились позднейшие росписи на сводах трапезной и апсиды.
Двухъярусный иконостас середины XIX века – типичный пример подобного сооружения в стиле классицизма – приобрел несколько упрощенный вид из-за утраты ряда декоративных деталей. В основе его композиции – четырехколонный портик с фронтоном, над которым возвышается пирамидальное завершение с двумя рядами сборных икон, увенчанное крестом. Среди немногочисленных резных деталей преобладают розетки во фризах и постаментах колонн. Царские врата в духе эклектики выполнены во второй половине XIX века, иконы – в конце XIX века – начала XX веков. Сохранилось паникадило второй половины XIX века.