Наименование объекта | Церковь Преображения, 1692 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Южский район, село Волокобино |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1692 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Возвышается посреди села, на самом берегу реки Люлех. Построена в 1692 году по заказу владельца села дворянина П.О. Воронова; в первой половине- середине XVIII века сооружены верхние ярусы колокольни. По-видимому тогда же церковь была окружена кирпичной оградой с круглыми угловыми башенками и воротами-портиками (не сохранились). Неподалеку от храма стоит одноэтажное кирпичное здание приходской школы, выстроенной в 1910-е годы. в формах рационального модерна. Глава храма утрачена. Мощные стены сложены из большемерного кирпича с затиркой швов, снаружи побелены; в декоре использован фигурный кирпич и муравленные изразцы. Редкий для области пример двухэтажного бесстолпного одноглавого храма, выполненного еще полностью в формах нарядного узорочья московской архитектуры середины XVII века. Необычна лишь замена трапезной закрытой папертью, над которой поставлена высокая колокольня, доминирующая в живописной композиции здания.
Кубический основной объем с асимметрично расположенными на боковых фасадах окнами (по два – в верхнем ярусе, по одному сильно сдвинутому к востоку – в нижнем) и поясом мелких кокошников вверху не имеет поэтажного членения и увенчан одной главой с глухой цилиндрической шеей. Алтарная часть двухступенчатая; она состоит из слегка пониженного по отношению к четверику и равного ему по ширине главного объема, имеющего закругленную на углах прямоугольную апсиду на уровне верхнего этажа, а также значительно более низкой полукруглой апсиды нижнего этажа. Лишь короткая паперть, чуть пониженная по сравнению с главным алтарем, разделена на фасадах на два яруса. Восьмигранный столп трехъярусной колокольни со звоном наверху имеет фигурную кровлю, завершенную более узким сквозным восьмеричком со стройной круглой главкой на тонкой шее.
В традиционном для середины XVII века декоре
выделяются своей пышностью обрамленные гладкими или наборными полуколонками окна с лопастными килевидными фронтонами или архивольтами из двух валиков, а также перспективный портал западного входа с пятью архивольтами из кубышек. Венчающий карниз четверика и тимпаны кокошников украшены зелеными изразцами с изображением птицы Сирина и шишек с побегами и цветами по сторонам. В убранстве колокольни интересны изразцы на огибающих углы столпа лопатках и полукруглые кокошники в завершении нижнего яруса с установленными над их вершинами балясинами. Декор верхних ярусов колокольни близок стилю барокко (плоские угловые пилястры с «недозравитыми» волютами у верхнего восьмерика, бровки над арками звона, карнизы с зубчиками).
Невысокие и довольно темные помещения нижнего этажа (теплый Смоленский храм) перекрыты коробовыми сводами с распалубками над немногочисленными окнами (по два – в собственно храме и алтаре и одно – в трапезной) и с конхой над апсидой. Такие же своды с распалубками, но с поперечно ориентированными шелыгами) устроены над обоими этажами узкого притвора, внутри мощных стен которого сделаны две лестницы – междуэтажная (в юго-восточном углу) и на колокольню (в северной стене). Нарядный перспективный портал в центре восточной стены верхнего притвора ведет в верхний холодный храм Преображения, где прямо от пола на боковых стенах начинаются глубокие оконные ниши. Это помещение имеет сомкнутый свод; у алтаря – коробовый свод с распалубками. В окнах сохранились первоначальные кубоватые решетки с репьями.
В верхней церкви уцелели фрагменты живописи середины XVII века, поновленной маслом в конце XIX века. На западной стене расположена композиция «Изгнание торгующих из храма», на южной – «Милосердный самаритянин». В откосах окон изображены святые. Внизу стены расписаны под руст.