Наименование объекта | Усадьба С.В. Татищева, XVIII в. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Вичугский район, Старая Вичуга, Клубная улица, 7 |
Вид объекта | усадьба / элемент усадьбы |
Датировка | XVIII век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена в центральной части поселка, на правом берегу речки Вичужанки, на обширной территории к востоку от дороги, соединяющей Каменку и Вичугу. Формирование усадебного комплекса относится к началу XIX века, когда имение принадлежало графу С.П. Татищеву. В комплекс входят главный дом и служебный корпус, а также пейзажный парк. Другие постройки усадьбы – в том числе церковь Троицы (1801), деревянный летний дом, оранжереи – не сохранились. В начале XX века в усадьбе велись большие строительные работы. В 1910 году боковые крылья главного дома были надстроены вторым этажом и к ним сделаны пристройки. Тогда же вблизи главного дома построены каменные двухэтажные жилые дома, а к усадебному корпусу сделаны пристройки. В 1980-х годах дворовый фасад главного дома был грубо искажен строительством кирпичных объемов, примыкающих к флигелям и соединяющихся открытой галереей на столбах. Эти пристройки закрывают дворовый фасад здания и разрушают пространство курдонера. Один из лучших в области усадебных комплексов в стиле классицизма.
Планировочная композиция территории состоит из двух примерно равных частей – партерной и пейзажной, разделенных ручьем, протекающим с юга на север, параллельно дороге. В партерной части расположен главный дом, поставленный на оси, перпендикулярной подъездной дороге, и обращенный к последней парадным фасадом с колонным портиком. Отступающие вглубь боковые крылья дома образуют на противоположном фасаде курдонер, композиционно увязанный с расположенным дальше на той же оси служебным корпусом. Понижающаяся затем к ручью территория переходит в пейзажный парк, которому перепад отметок рельефа придает живописность.
Главный дом дворцового типа – яркое произведение классицизма, одно из наиболее интересных сооружений подобного
рода на территории области. Двухэтажное, кирпичное и оштукатуренное здание имеет сложную симметричную объемно-планировочную структуру. Основой композиции является центральная часть с широким ризалитом и стройным четырехколонным портиком на главном фасаде. Два флигеля, сильно отступающие от центральной части и объединенные с ней дугообразными в плане переходами, выходят на главный фасад торцами, а протяженной частью своих объемов вытянуты в глубь двора. Центральная часть дворового фасада также украшена портиком со сдвоенными колоннами. Оригинальной особенностью поздних (1910) изменений в композиции здания является диагональное расположение портиков-лоджий, обращенных на оба фасада в местах примыкания переходов к центральному объему. На главном фасаде окна прямоугольные, на композиционных осях – круглые, полуциркульные и арочные.
Объединяющими элементами убранства фасадов служат рустованные пилястры на углах, тосканский ордер портиков, треугольные фронтоны, сухарики в карнизах, круглые и полуциркульные ниши. Убранство флигелей значительно проще, расположенные на их крышах прямоугольные башенки со шпилями обогащают силуэт и служат вертикальными акцентами развитой по горизонтали пространственной композиции здания.
Планы этажей одинаковы. В центре расположен большой зал (в первом этаже – с выходом на оба фасада). По сторонам от него находятся два крупных помещения со срезанным углом в месте примыкания переходов. В каждом флигеле по три комнаты с небольшими выступами, отвечающими внешним ризалитам. В интерьерах были лепные потолочные карнизы и розетки.