Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Дмитрия Солунского, 1801 год
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Ильинский район, погост Дмитрия Солунского
Вид объекта Церковь
Датировка 1801 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Церковь Дмитрия Солунского выстроена из кирпича в 1801 году. Во второй половине XIX века пристроен восточный портик, на рубеже XIX–XX веков у южного бокового входа сооружено крыльцо с навесом, в XX веке искажены формы глав. Своеобразный памятник запоздалого провинциального барокко с использованием элементов классицизма.

В объемной композиции здания выделяются высокий трехсветный четверик с пятью глухими главами и трехъярусная колокольня под каменным шатром с восемью гранями (диагональные сужены). Основной четверик чуть шире трапезной и алтаря, отчего он кажется еще весомее. Продольно-осевую симметрию тра-диционного плана нарушают разновеликие полукружия двухапсидного алтаря, однако этот диссонанс скрадывается поздним двухколонным портиком, поставленным на стыке апсид. Фасады четверика между окнами второго и третьего света разделены тонкой тягой и уступом стены на два разнохарактерных яруса, что говорит об изменениях первоначального замысла при строительстве храма. Обрамления северного и южного входов имеют барочный характер – с двойными выкружками по вертикали на верхних углах и с парным киотом над лучковой перемычкой. Углы двусветной нижней части четверика скруглены и ограничены лопатками. Нижние окна здесь имеют лучковые перемычки, окна второго света – круглые. От них заметно отличаются обрамления арочных верхних окон (ленточные, с замковыми камнями), которые по характеру уже близки раннему классицизму. Венчающий карниз четверика по рисунку полностью совпадает с карнизом трапезной и нижнего яруса колокольни.

Неодинаковы по архитектуре и ярусы колокольни, где существенную роль играют элементы классицизма. Грани ее среднего четверика завершены фронтонами, а широкие устои арок расчленены тонкими вертикальными тягами. Стены верхнего четверика со срезанными углами также прорезаны высокими арками; их покрывает узкий ленточный руст, огибающий грани и ребра без вертикальных перебивок. Пропорции граней, размещение и оформление

слухов шатра лишь отдаленно напоминают верхи древнерусских колоколен.

Внутри центральная часть перекрыта сомкнутым сводом, трапезная – коробовым с лотком на западном торце и распалубками над проемами, нижний ярус колокольни – восьмилотковым сводом, апсиды – коробовым, переходящим в конху.

Трехъярусный пятичиновый иконостас в девять осей, выполненный в начале XIX века в стиле классицизма, довольно необычен по композиции. Его центральная ось резко смещена к северу, что объясняется асимметричным расположением апсид; плоскость имеет легкие завороты на боковые стены. Первый, самый высокий, ярус украшен четырехколонным портиком с фронтоном, между средними колоннами которого помещены царские врата кон. 19 в.; над ним еще один четырехколонный портик – меньшего размера и без фронтона; в третьем ярусе по сторонам визуальной оси помещены два двухколонных портика, несущих фронтоны, а еще выше между ними установлено «Распятие». Иконостас декорирован немногочисленными элементами классицистической резьбы: розетки и модульоны в карнизах, коринфские капители колонн (частично утрачены), волюты по сторонам верхнего яруса, обрамление «Распятия» и резная композиция (облака и головки херувимов) над царскими вратами. Иконы – XIX–XX веков.

Роспись маслом второй половины XIX века (между окнами первого и второго света поновлена в XX столетии) сохранилась на своде и стенах храма. Она включает сюжетные сцены, изображения фигур и орнамент. Сильно пострадавшую клеевую стенопись на уровне окон третьего света и в своде можно датировать первой половины XIX века. В трапезной – масляная живопись 1860-х годов: на своде был изображен Саваоф, в распалубках – херувимы, на арке прохода в храм – святые. В нижнем ярусе колокольни стоит деревянное рельефное «Распятие» начала XIX века, по сторонам которого находятся плоскостная фигура Богородицы и скульптурное изображение Иоанна Богослова (перенесены из разных окрестных церквей). В окнах сохранились решетки ромбовидного рисунка.