Наименование объекта | Сергиевская церковь, 1801 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Ивановская область, Вичугский район, Старая Вичуга, Завражная улица, 19 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1801 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' |
Современное значение | Действующий храм |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Сергиевская церковь стоит на северной окраине поселка, посреди кладбища. Построена из кирпича и оштукатурена в 1828 году на средства кинешемского купца С.И. Кротова. Характерный центрический храм позднего классицизма с крестообразной объемной композицией, отличающийся монументальными формами архитектуры.
Основной объем представляет собой четверик, завершенный крупным световым барабаном-ротондой под куполом с луковичной главкой (с перехватом) на профилированной шейке. Прямоугольные рукава креста слегка понижены и перекрыты двускатными кровлями с пологими фронтонами на торцах, при этом алтарь и трапезная длиннее боковых приделов, что выделяет продольную ось храма. Ее усиливает трехъярусная колокольня с нижним четвериком в ширину трапезной, четырехгранным ярусом звона и восьмериком под граненым куполом, увенчанным шпилем.
Убранство фасадов весьма строго и просто. Главную роль в нем играют крупные арочные ниши с окнами в два света на торцах боковых рукавов: внизу тройные прямоугольные, разделенные пилястрами, вверху – крупные полуциркульные. Нижний ярус колокольни выделен на стенах трапезной пилястрами с окнами между ними, заключенными на боковых сторонах (окна здесь ложные) в арочные ниши с обрамлением. Такие же пилястры фланкируют проемы верхнего восьмерика колокольни в гранях по сторонам света.
Помещение основного четверика со срезанными внутренними углами и трапециевидными парусами при переходе к ротонде перекрыто полусферическим
куполом. Оно открыто широкими арками в рукава креста, имеющие коробовые своды. Нижний ярус колокольни разделен на три части, с небольшими помещениями по сторонам среднего прохода в трапезную.
Сохранившаяся масляная живопись начала XX века. поновлена с изменением цветовой гаммы во второй половине XX века. Характерная для этого времени роспись, композиции которой являются отдаленными репликами сцен храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. В куполе представлена «Новозаветная Троица», в барабане между окнами — святые, в основании купола – орнаментальный пояс и «Деисус» в медальонах, в парусах — евангелисты. На срезанных гранях пилонов помещены композиции «Успение Богоматери» (северо-западный) и «Преображение» (юго-западный). В люнете над западной стеной изображено «Воскрешение Лазаря», а ниже, на самой стене, – «Собор святых».
Иконостас выполнен во второй половине XIX века, иконы – во второй половине XIX – начале XX века. Утрачены многие детали декора. Характерный пример провинциального иконостаса в упрощенных формах классицизма. В его трехчастной композиции выделяется средняя заглубленная часть с царскими вратами, над которыми перекинута арка. Ее внутренняя поверхность разбита на квадраты типа кессонов. Выше расположен карниз на кронштейнах и на нем «Распятие». Врата фланкированы двухколонными портиками, соединенными с боковыми частями; иконы последних размещены на слегка вогнутой поверхности. В завершении композиции – икона с резными уплощенными волютами по сторонам.