![](https://culture37.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
Наименование объекта | Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 1799 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект регионального значения |
Местоположение | Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Рыково |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1799 год |
Правоустанавливающие документы | Распоряжение комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 23.02.2017 № 8-о ''О включении в реестр'' Распоряжение от 01.02.2017 № 8-о |
Современное значение | Не используется |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
![](https://culture37.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
![](https://culture37.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
Стоит на высоком месте, на обширной площади в центре исчезающего села; господствует в его застройке и хорошо видна издалека. Церковь окружена кирпичными домами конца XIX века с развитым фасадным декором. Храм с приделами Всех Святых и Гурия, Самона и Авива сооружен на средства владельца села С.И. Куприянова и прихожан в 1799 году на месте существовавшего ранее деревянного. В 1882 году при церкви была выстроена часовня в память Александра II (не сохранилась). Шатровая колокольня, алтарная часть и кровли утрачены. К юго-западу от храма расположено кладбище со старой обваловкой, на котором сохранились надгробия середины XIX века. Приходская кирпичная церковь типична для культового зодчества суздальского региона, где параллельно с новыми формами классицизма устойчиво сохраняются элементы архитектуры барокко.
Двусветный, квадратный в плане основной четверик завершался полого изогнутой четырехгранной кровлей с изящной луковичной главкой на ярусном барабанчике. Нижний ярус северного и южного фасадов четверика трактован как своеобразный плоскостной декоративный портик. Его треугольный фронтон во всю ширину фасада зрительно поддерживается четырьмя широко расставленными пилястрами,
![](https://culture37.ru/wp-content/uploads/2023/03/decor-vertical.png)
которым выше соответствуют пилястры второго яруса. Карниз, отделяющий верхний ярус от нижнего (он же – горизонталь фронтона), продолжается на фасаде трапезной. Сдержанные уплощенные элементы декора обоих ярусов северного и южного фасадов четверика и соответствующих фасадов трапезной аналогичны: пилястры на углах и в простенках, три оси одинаковых окон с лучковыми завершениями и развитыми наличниками – их рамочные обрамления дополнены лучковым трехступенчатым сандриком-бровкой и фартуком. (На средней оси нижнего яруса четверика дверные проемы оформлены так же, как окна; северный вход ныне заложен). Стены четверика завершаются ступенчатым карнизом с сухариками.
Храм перекрыт сомкнутым сводом и сообщался с полуциркульной в плане апсидой тремя арочными проемами, а с трапезной – одним, расположенным в центре и более широким. Окна первого и второго света в интерьере объединены по вертикали глубокими нишами. Низкий лотковый свод трапезной подчеркивает высоту светлого основного пространства. На стенах четверика, между ярусами окон и на западной стене, частично сохранилась живопись масляными красками второй половины XIX века: фигуры святых в рост, выполненные в позднеакадемической манере.