Наименование объекта | Петропавловская церковь, 1839 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект муниципального значения |
Местоположение | Ивановская область, Вичугский район, с. Стрелка |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1839 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 30.01.2017 № 10-о "О включении выявленного объекта культурного наследия «Петропавловская церковь» (Ивановская область, Вичугский район, с. Стрелка, 76) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Петропавловская церковь» (Ивановская область, Вичугский район, с. Стрелка, 76)" Приказ от 30.01.2017 № 10-о decree_88629-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия местного (муниципального) значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Расположена очень живописно – в центре села, на высоком берегу Волги, при впадении в нее р.Сунжи. Сооружена в 1839 – 40 гг. на средства прихожан по образцу церкви в Старой Вичуге; в кон. 19 в. расширен южный придел и возведен верхний ярус колокольни. Стены здания кирпичные, снаружи побелены по кладке. Характерный для позднего классицизма центрический храм с крестообразной композицией объемов и подчеркнуто монументализированными формами.
Основу здания образует кубический объем со слегка пониженными прямоугольными рукавами, короткими и широкими (западный и восточный чуть уже и длиннее). Рукава перекрыты на два ската с фронтонами на торцах. Над кубом возвышается крупная ротонда с куполом, завершенная стройной луковичной главкой с перехватом над цилиндрическим барабанчиком. Строгую уравновешенность общего построения нарушают доминирующая в композиции высокая колокольня в три яруса и поздняя пристройка в юго-западном углу. Более мощный нижний четверик колокольни несет два других четверика с крупными арочными проемами и фигурной псевдобарочной кровлей, увенчанной главкой.
Оформление фасадов храма подчеркнуто лаконично. На гладкой поверхности стен рукавов выделяются крупные арочные ниши на торцах, в них помещены окна в два яруса: три прямоугольных, разделенных пилястрами, – внизу и одно большое арочное – вверху. В завершении объемов проходит простой карниз. Прямоугольные окна ротонды,
прорезанные по сторонам света, чередуются с ложными окнами-нишами; все они лишены обрамлений. Нижний ярус колокольни с запада украшен четырехпилястровым портиком с фронтоном.
Основное помещение храма восьмигранной формы, с узкими диагональными гранями и трапециевидными парусами при переходе к ротонде, перекрыто полусферой купола. Широкими арками оно связано с рукавами креста; в боковых частях (с коробовыми сводами) помещались приделы, а в восточном и западном (с полулотковыми сводами) – алтарь и трапезная. Нижний ярус колокольни разделен на три помещения: среднее и северное имеют коробовые своды, южное – плоское перекрытие.
Клеевая роспись церкви – интересное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма; в некоторых деталях прослеживается влияние древнерусской живописи. Сохранилась в куполе и частично в барабане. Колорит построен на ярких, чистых тонах, среди которых доминируют светлые охры и звонкий синий.
В куполе с восточной стороны написан восседающий на троне Христос и стоящие перед ним Богоматерь и Иоанн Предтеча. Вокруг них вдоль основания купола изображены святые. В барабане роспись на евангельские темы размещалась в два яруса (в верхнем между окнами – цикл «Страстей»). Композиции «Несение креста» и «Укрощение бури на Генисаретском озере» восходят к иконографии 17 в. На арке в трапезную фрагментарно сохранился гризайльный орнамент с рисунком в виде ромбовидных кессонов с розетками.