Дом, в котором в 1918 году находился штаб Ярославского военного округа, руководимый Фрунзе Михаилом Васильевичем

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Дом, в котором в 1918 году находился штаб Ярославского военного округа, руководимый Фрунзе Михаилом Васильевичем
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение г.Иваново, Рабфаковская ул., 6
Вид объекта Здание
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Приказ Департамента от 28.05.2013 № 153 ''Об утверждении границ территории объекта'' Приказ МКРФ от 03.06.2014 № 990 'О включении в ЕГРОКН'
Современное значение Административное здание
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположен на бывшей Дмитровской улице — главной магистрали одноименной слободы. Занимает участок, отделенный от улицы кирпичной оградой с воротами. Принадлежала купцу Николаю Федоровичу Зубкову, потомственному почетному гражданину, одному из крупнейших ивановских фабрикантов — владельцу находившихся поблизости ситценабивной и ткацкой фабрик. В 1863 году, во время поездки по России, в усадьбе останавливался наследник престола, Николай Александрович. В настоящее время в состав усадьбы входят большой главный дом (вторая половина XIX века), обращенный к улице главным фасадом; поставленный позади него хозяйственный корпус, замыкающий внутренний двор усадьбы; ограничивающий внутренний двор справа флигель. Въездные (с улицы) ворота расположены симметрично, по сторонам дома. Дворцовый характер главного здания, крупный масштаб его многооконных фасадов, стилизованных в духе барокко, повышают градостроительное значение усадьбы.

Главный (восточный) и боковые фасады имеют одинаковую структуру с девятью осями проемов; центральная часть (в три оси) выделена слабым ризалитом и фигурным аттиком в завершении. В первом этаже окна небольшие, с лучковыми перемычками, во втором — удлиненные арочные, в третьем — невысокие прямоугольные. На главном фасаде, на средней оси расположен вход с облицованным белым камнем крыльцом (во всю ширину ризалита). Над крыльцом устроен чугунный балкон верхнего этажа — на четырех тонких опорах, с ажурными деталями. На южном боковом фасаде имеется еще одно белокаменное крыльцо под двускатным козырьком, также с ажурными элементами.
Нижний этаж дома горизонтально рустован. Нарядный псевдобарочный лепной декор, относящийся к 80-90-м годам XIX века, украшает все фасады, в том числе дворовые. Над окнами первого и третьего этажей, имеющими профилированные наличники, проходит непрерывный фриз сложного растительного рисунка; арочные окна второго, парадного, этажа оформлены поочередно прямыми многообломными сандриками и большими рельефными картушами.
Планы этажей одинаковы. Вход на южном фасаде ведет в вестибюль, связанный с парадной лестницей, целиком занимающей юго-западный ризалит.

В другом ризалите находится еще один вход и узкая хозяйственная лестница. В центре каждого этажа проходит небольшой, лишенный естественного света коридор, а по периметру здания расположены комнаты, на всех этажах имеющие анфиладную связь.
Интерьер отличается богатством материалов и разнообразием отделки. Огромное и светлое пространство вестибюля в юго-западном ризалите открыто на всю высоту. Расположенная здесь великолепная парадная лестница — в нижней части мраморная, а выше чугунная, с тонким рисунком ограждения, — является одним из наиболее значительных элементов убранства всего дома. Ее сложная композиция состоит из двух пологих маршей, которые ведут с площадки первого этажа, затем сливаются в один и, при переходе к третьему этажу, вновь разветвляются, образуя эффектные ракурсы. Лестничная клетка украшена лепными фризами, карнизом, фигурным плафоном. На межлестничных площадках и ступеньках — изысканный тонкий орнамент в виде барочных растительных завитков. Ажурные узоры литья в ограждениях и проступях, пронизанные светом, льющимся из многочисленных окон вестибюля, зрительно облегчают всю конструкцию, придавая ей воздушность и невесомость.
В некоторых помещениях второго этажа сохранился лепной декор, выполненный в 1860-х годах в духе эклектики. В двух комнатах имеются плафоны с тонированной лепниной измельченного и плотного рисунка: в центре помещена розетка в геометрическом обрамлении, по краям — орнаментальные пояса растительного характера. В обоих помещениях композицию дополняют декоративные розетки в углах, в одной из комнат в них изображены фигурки путти. Арочные завершения окон обрамлены массивными картушами. Более скромная лепнина присутствует также в некоторых комнатах третьего этажа.
В доме сохранились кафельные печи и три камина: белый и красный мраморные и один чугунный. Один из них находится в малом угловом зале (ныне музей Фрунзе). В орнамент на стенах здесь включены женские маски, дверные проемы и камин также украшены маскаронами и грифонами. Плафон зала оформлен двумя орнаментальными розетками, от которых расходятся лучи, а между ними расположены лепные филенки.