Фабрика "Торгового дома З.Л. Кокушкина и К.М. Маракушева", конец XIX-начало XX вв.: казарма; три ткацких корпуса; ситцепечатный...

Учетная карточка
Наименование объекта Фабрика "Торгового дома З.Л. Кокушкина и К.М. Маракушева", конец XIX-начало XX вв.: казарма; три ткацких корпуса; ситцепечатный корпус; отбельный корпус; отделочный корпус с переходом; заводоуправление
Статус объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение г.Иваново, Жиделева ул., 1
Вид объекта Ансамбль
Датировка конец 19 – начало 20 века
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70
Распоряжение от 18.06.2009 № 70
Современное значение Торгово-офисное здание
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -

Заполните или отредактируйте нужные поля, при необходимости прикрепите фотографию и нажмите отправить.

[contact-form-7 404 "Not Found"]
Описание объекта

Фабрика находится в центре современного города, на левом берегу р.Уводь, на территории бывш. Вознесенского посада. Занимает прямоугольный участок, имеющий сильный уклон рельефа к западу, в сторону реки. Он соседствует на юге с фабрикой «Товарищества Куваевской ситценабивной мануфактуры» и усадьбой Маракушевых, а на севере — с бывшим механическим отделением фабрики «Товарищества Мануфактур Н.М. Полушина». Известно, что здесь уже в нач. 19 в. существовала набойная фабрика Петра Прохоровича Кокушкина. Бывший приказчик и, вероятно, дальний родственник последнего — Захар Леонтьевич Кокушкин (1809-1889) в 1840-е гг. основал в другом месте (?) собственную ситценабивную и отбельную мануфактуру. В ее управлении с 1874 г. стал принимать участие зять З.Л. Кокушкина — Константин Иванович Маракушев. В 1870-80-х гг. владельцы обращаются к коммерческой деятельности, в 1880 г. на имя дочери З.Л. Кокушкина покупается бывшая фабрика П. П. Кокушкина, к тому времени остановленная. В 1886 г. основан Торговый дом. В 1889 г. дело переходит в единоличное владение К.И. Маракушева (видимо при нем в 1890 — нач. 1900-х гг. строятся заводоуправление и казарма). В 1905 г., после смерти К.И. Маракушева, главой Торгового дома становится его сын Иван Константинович Маракушев, который в 1910-е гг. считался богатейшим фабрикантом Иваново-Вознесенска, с капиталом 20 млн. руб. При новом владельце в 1900-1910-е гг. осуществляется перестройка всего предприятия — возводятся новые корпуса для механической ткацкой фабрики и два железобетонных корпуса отбельной и ситцепечатной фабрик. В этот период здесь образуется одна из наиболее современных мануфактур того времени. В 1912 г. на ней работало 1300 человек, годовой оборот составлял 3 млн. руб. После установления советской власти фабрика переименована в Ново-Иваново-Вознесенскую мануфактуру. Производство тканей продолжалось в старых корпусах, лишь в 1970-80-е гг. к отбельному корпусу была сделана крупная пристройка. Тогда же рядом с производственными зданиями были возведены многочисленные мелкие технические сооружения и висячие переходы, что значительно исказило первоначальный архитектурный облик предприятия.

Один из наиболее цельных и интересных комплексов промышленного зодчества Иваново-Вознесенска кон. 19 — нач. 20 в. (в настоящее время значительно утративший свою художественную выразительность из-за многочисленных перестроек советского времени), демонстрирующий быстрое изменение архитектурного стиля, произошедшее за короткий отрезок времени, с кон. 1890-х до сер. 1910-х гг. Архитектура построек, по сравнению с большинством других фабричных сооружений ивановского региона этого времени, отличается более высоким профессиональным уровнем проработки фасадных композиций и прорисовки элементов декора. В некоторых зданиях, особенно в отбельном и ситцепечатном корпусах, в ясности и определенности художественного замысла (а во втором случае — и в оригинальности архитектурных форм) ощущается рука опытного мастера столичного уровня.

На сравнительно небольшой территории фабрики расположены пять отдельно стоящих крупных сооружений кон. 1890-х — 1910-х гг. Два прямоугольных трехэтажных объема вытянуты по оси север-юг вдоль красной линии улицы и соединены висячим двухэтажным переходом, под которым находится арка главного въезда. Северный из них корпус казарм (?), возведен на рубеже 19-20 вв. и имеет характерный для этого времени суховатый эклектичный декор. Южный отделочный корпус — видимо наиболее поздний по времени строительства среди зданий комплекса — выдержан в упрощенных неоклассицистических формах, свойственных архитектуре 1910-х гг. (в настоящее время здесь расположен культурный центр). Остальные три главных производственных здания поставлены посредине территории. Севернее въездных ворот перпендикулярно улице вытянут ткацкий корпус 1900-х гг. — с оригинальным наружным убранством, сочетающим элементы разных стилей. Ниже по рельефу поставлен ориентированный по оси север-юг самый большой ситцепечатный корпус 1900-х — 1910-х гг., выполненный в выразительных формах позднего модерна. В южной части территории находится вытянутый на запад, к реке, корпус отбельной фабрики, близкий по неоклассицистической стилистике фасадов корпусу и, видимо, того же времени. Вблизи въездных ворот, к юго-западу от них, стоит небольшое здание заводоуправления кон. 19 в. с эклектичным наружным убранством.

Заводоуправление

Интересный пример небольшого административного фабричного здания, в эклектичных формах которого преобладают мотивы неоренессанса. Стены краснокирпичные, декоративные элементы побелены. Двухэтажный компактный объем перекрыт вальмовой крышей. Его главный северный фасад в шесть оконных осей симметричен и разделен пилястрами на три части. В середине первого этажа выступает входной тамбур, а над ним — два сдвинутых вплотную арочных окна, украшенных профилированными архивольтами с высокими замковыми камнями. Прямоугольные окна по сторонам фасада в обоих этажах подчеркнуты профилированными сандриками на кронштейнах. Стены отмечены широким междуэтажным поясом, включающим карниз и высокий фриз с редко расставленными крупными кронштейнами, и завершены развитым антаблементом. Тамбур увенчан лучковым фронтоном, вписанным в прямоугольный аттик. Над дверью сохранился двускатный металлический зонт с ажурными кронштейнами и решеткой в тимпане.

Казарма

Характерный пример крупного фабричного сооружения этого времени в формах эклектики; в рисунке отдельных деталей ощущается влияние модерна. Прямоугольное трехэтажное здание выполнено в лицевой краснокирпичной кладке, многочисленные декоративные элементы побелены. Композиция протяженных западного и восточного фасадов определяется частым мерным ритмом высоких прямоугольных окон, чередующихся с лопатками в простенках. Проемы отмечены ступенчатыми подоконными полочками и П-образными декоративными перемычками с выступающими веерными замками. Между вторым и третьим этажами и в завершении проходят широкие ступенчатые карнизы с крупными креповками над лопатками. Последние в верхней части украшены массивными трехчастными «языками»; над венчающим карнизом по оси лопаток установлены крупные парапетные тумбы.

Отбельный корпус

Интересный и редкий пример промышленного здания предреволюционных лет, выдержанного в несколько суховатых, но изящных формах неоклассицизма. Стены выполнены в лицевой кирпичной кладке, декоративные элементы побелены; внутри применены железобетонные конструкции. В 1970-80-е гг. с востока сделана большая равновысокая пристройка.

К восточному торцу прямоугольного трехэтажного объема примыкает шестиэтажная башня. Протяженные южный и северный фасады на всю высоту расчленены пилястрами, поставленными в простенках крупных вертикальных окон. Их веерные лучковые перемычки украшены трехчастными замковыми камнями, под окнами — полочки на боковых кронштейнах. Пилястры завершаются узкими капителями, поддерживающими тонкую полочку венчающего карниза.

Главный северный фасад корпуса, обращенный на центральный фабричный двор, асимметричен: с востока он фланкирован несколько уширенным объемом башни, а с запада — широким ризалитом в четыре оси проемов. Ризалит заканчивается аттиком с повышенной средней частью (треугольной с пологими скатами) и боковыми двухступенчатыми плечиками. Фасады башни по всей высоте обработаны широкими пилястрами (на углах огибающими) и завершены карнизом большого выноса, над которым на углах установлены высокие парапетные тумбы. Верхний этаж башни акцентирован узкими арочными окнами с рустованными перемычками.

Отделочный корпус

Характерный пример промышленного сооружения этого времени в скромных неоклассицистических формах. Стены прямоугольного трехэтажного объема выполнены в лицевой кирпичной кладке, элементы декора выделены побелкой. Верхний этаж, судя по различиям кладки и некоторым изменениям декора, завершен в 1920-е гг. Убранство фасадов близко отбельному корпусу (4): окна украшены лучковыми перемычками с трехчастными замками, в простенках поставлены уплощенные пилястры, стены венчает широкий карниз. Над серединой восточного (уличного) фасада возвышается аттик с пологим треугольным подвышением и боковыми ступенчатыми плечиками. В верхнем этаже прямоугольные проемы помещены в неглубокие ниши и подчеркнуты подоконными филенками.

Ситцепечатный корпус

Редкий пример крупного промышленного сооружения предреволюционных лет, выполненного в оригинальных формах позднего модерна. Одно из первых зданий русских текстильных фабрик, возведенных из железобетонных конструкций. Отдельные фрагменты фасадных пилонов выполнены из кирпича и оштукатурены под бетон. Трехэтажный прямоугольный в плане корпус сильно искажен многочисленными пристройками и висячими переходами, из-за чего его обзор затруднен. Рисунок простых монументальных фасадов определен крупной, близкой к квадрату сеткой железобетонного каркаса, с проемами, целиком заполненными стеклянными витражами (частично сохранилась первоначальная мелкая расстекловка). Основные декоративные акценты сосредоточены в верхней части стены. Над массивным бетонным карнизом большого выноса возвышается глухой парапет с тумбами, соответствующими колоннам каркаса. Эта основная горизонталь прерывается декоративными аттиками разнообразных размеров, отмечающими прясла лестничных клеток и другие композиционные узлы. В рисунке фронтонов варьируется один и тот же мотив: средняя часть со сквозными вертикальными проемами завершается пологой перемычкой (лучковой или трехцентровой арочной) и фланкируется массивными квадратными тумбами, продолжающими пилоны фасада. На тумбах и широких перемычках помещены соответственно квадратные и круглые накладки.

Ткацкий корпус

Интересный пример промышленного сооружения этого времени, в архитектуре которого мотивы неоклассицизма сочетаются с отдельными элементами в духе эклектики и модерна. Прямоугольное длинное двухэтажное здание перекрыто вальмовой крышей. Стены выполнены в лицевой кирпичной кладке, декоративные элементы побелены. На протяженных северном и южном фасадах в обоих этажах равномерно расставлены крупные прямоугольные окна, украшенные широкими веерными перемычками, неоклассицистическими по рисунку, дополненными в верхнем этаже повышенными замковыми камнями; под проемами — тонкие подоконные полочки. Основания перемычек верхних окон соединены изящной ступенчатой тягой; в завершении фасадов — неширокий карниз. По осям простенков на уровне перекрытий расположены горизонтально вытянутые анкеры необычной овальной формы.

Композиционными акцентами фасадов являются фигурные фронтоны на торцах корпуса и над лестничными клетками на продольных сторонах. На восточном торце — фронтон, состоящий из двух боковых тумб и повышенной треугольной части, подчеркнуто массивен, в его рисунке доминируют мотивы эклектики. Переход от фронтона, более широкого, чем стены здания, к плоскости фасада осуществляется с помощью ступенчатых ползучих «языков», играющих роль кронштейнов, и ряда узких арочек типа машикулей.

Интересен также треугольный щипцовый фронтон в середине южного фасада. Вместе с двумя лопатками он обрамляет вытянутую во всю высоту корпуса арочную нишу, объединяющую проемы лестничной клетки. Перемычка ниши выделена повышенным замковым камнем. Вдоль скатов фронтона идет широкий многорядный карниз. По лопаткам от пят арки спускаются оригинальные трехчастные подвески, в рисунке которых ощутимо влияние стилистики модерна и неоклассицизма. В арочном завершении ниши расположено необычное слуховое окно, разделенное надвое широким кирпичным импостом и украшенное дугами перемычек.

Контакты
Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия
  • Адрес: ул. Велижская, д. 8
  • Индекс: 153022
  • Город: Иваново
  • Телефон: +7 (4932) 23-53-17

Все вопросы связанные с данным проектом направляйте по адресу электронной почты nasledie@gov37.ivanovo.ru

Задать вопрос
Объекты
[ajax_login]