Учетная карточка
Наименование объекта Преображенский собор, 1893 г.
Статус объекта Объект регионального значения
Местоположение Ивановская область, г. Иваново, ул. Колотилова, д. 44
Вид объекта Церковь
Датировка 1893 г.
Правоустанавливающие документы Решение Ивановского облисполкома № 38 от 02.11.1970 г.
Современное значение Собор
Охранный статус Региональный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор

Заполните или отредактируйте нужные поля, при необходимости прикрепите фотографию и нажмите отправить.

[contact-form-7 404 "Not Found"]
Описание объекта

Основной объем здания представляет собой квадратный в плане двусветный четверик с поставленным на него невысоким восьмериком, несущим пятиглавие. Апсида полукруглая, пониженная. Луковичные главки на высоких тонких шеях (центральная — цилиндрическая, угловые — граненые) придают особую стройность завершению храма. Заметную роль в композиции и силуэте играют и шатровые башенки-главки на углах четверика, и крупные тройные кокошники на средних осях фасадов. К северному и южному фасадам храма примыкают тамбуры-крыльца с шатровым венчанием и главкой.

Узкий притвор соединяет основной объем с трехъярусной колокольней. Ее нижний, квадратный в плане ярус расширен двумя боковыми палатками, верхние ярусы — восьмерики. Шатровый верх колокольни, с двумя ярусами слухов и главой на высокой граненой шее (последняя имеет декоративное утолщение в нижней части), усиливает живописность силуэта здания, в архитектуре которого отчетливо выражено стремление воссоздать формы древнерусского зодчества. Цоколь храма отделан ленточным рустом. Стены, расчлененные пилястрами с квадратными ширинками, украшены арочками и фронтончиками округлых и килевидных очертаний, кокошниками, декоративными поясками, многоступенчатыми карнизами и т.п. Арочные и прямоугольные окна заключены в наличники.

Хорошо освещенный интерьер собора с четырьмя квадратными столбами перекрыт восьмилотковым сводом в центре и системой парусных сводов. Парусные своды имеют также притвор, нижний ярус колокольни и входные тамбуры. Широкими проемами основное пространство открыто в алтарь и притвор.

Храм расписан масляными красками в нач. 20 в. В основном живопись скопирована с произведений В.М.Васнецова и М.В.Нестерова, что типично для данного времени. Орнаменты выполнены в стиле модерн. Роспись поновлялась в 1986 г. Композиции западного свода храма, притвора и свода нижнего яруса колокольни сильно записаны, в северо-западном своде храма выполнены заново. Цветовая гамма построена на приглушенных тонах: красновато-коричневым, зеленоватом, разбеленном синем.

На широких лотках центрального свода изображены “Рождество Христово”, “Крещение”, “Распятие” и “Воскресение”, на узких — евангелисты. В сводах боковых нефов расположены евангельские сцены, в средней части по две. В нижней части стен также написаны евангельские композиции. Основная роль в живописном убранстве храма отведена растительному орнаменту — на арках, в обрамлении окон и композиций. Особенно разнообразен декор на столбах и пилястрах: лирообразные завитки и кресты либо стилизованные наборные колонки окаймляют изображения святых.

Трехъярусный главный иконостас кон. 18 в. перенесен в храм из Казанской церкви с.Сараева (Приволжский район). Возможно, иконы (скрыты под окладами) верхних ярусов относятся к тому же времени. Характерное для стиля барокко произведение в несколько сдержанных формах. Центральная часть иконостаса выдвинута вперед, боковые крылья поставлены слегка под углом. Трехчетвертные колонки двух нижних ярусов (в каждом из них расположены иконы двух чинов) и пилястры верхнего несут крепованные антаблементы. Боковые грани завершены разорванными фронтонами и резными вазонами. Верхний ярус уже остальных, он состоит из трех крупных прямоугольных икон и увенчан резной сценой “Распятие”. Наиболее богато декорирована нижняя часть иконостаса. Царские врата, в которых уже заметно влияние классицизма, включают овальные медальоны с изображением евангелистов и сцену “Благовещение” в центре, на фоне резных ветвей с листьями. Над царскими вратами — пышный резной балдахин с ниспадающей драпировкой с кистями и картуш со сценой “Тайная вечеря”, в завершении — корона и скульптурное изображение Христа и ангелов по сторонам. Подобная же пластичная, но более плоская резьба украшает боковые дверцы. Фон иконостаса белый, детали позолочены.

Два придельных одноярусных иконостаса и их иконы выполнены в сер. 20 в. В интерьере — иконы в киотах 18 — 19 вв., скульптурное “Распятие” кон. 19 в., три паникадила в основном объеме — 2-й пол. 19 в. и одно в притворе — 1-й пол. 19 в.

Контакты
Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия
  • Адрес: ул. Велижская, д. 8
  • Индекс: 153022
  • Город: Иваново
  • Телефон: +7 (4932) 23-53-17

Все вопросы связанные с данным проектом направляйте по адресу электронной почты nasledie@gov37.ivanovo.ru

Задать вопрос
Объекты
[ajax_login]