Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Христова
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, г. Юрьевец, Советская ул., д. 47
Вид объекта Церковь
Датировка 1815 г.
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия"
Современное значение Церковь
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена в центральной части города. На главную улицу обращена восточным фасадом. Построена из кирпича в 1815 г., в сер. 19 в. трапезная расширена боковыми приделами (северный – с притвором у северо-западного угла трапезной). Верхние ярусы колокольни не сохранились. Здание оштукатурено снаружи и внутри. Детали карнизов из белого камня. Своеобразный памятник культового зодчества 1-й четв. 19 в, в котором барочная объемная структура объединена с декором в формах зрелого классицизма.

Высокий двухъярусный четверик, в верхнем ярусе – со срезанными углами, как бы воспроизводит традиционную объемную композицию восьмерик на четверике. Венчает объем восьмигранный барочный купол с люкарнами и с двухъярусным световым барабаном (нижний ярус – восьмигранник, верхний – цилиндр). Сильно выступающая суженная апсида с прямыми боковыми стенами и скруглением на востоке завершена изогнутой кровлей. Полукружия придельных апсид выступают по сторонам четверика, охватывая его западные углы. На двускатной кровле трапезной над приделами поставлены маленькие главки.

Проемы нижнего яруса прямоугольные. Форма высоких арочных окон второго света – с архивольтами, импостами и замковым камнем – повторена в ложных окнах на срезанных углах, восточном и западном фасадах, образуя своеобразную непрерывную аркаду, придающую храму особую выразительность. Близкие по пропорциям арочные проемы – в гранях нижнего барабана. Декор дополняют огибающие пилястры на углах, лежачие восьмигранные филенки под окнами второго света, широкий карниз и фронтончики над круглыми проемами люкарн.

Фасады нижнего яруса колокольни трехчастные, с расположенным в центре арочным проемом (частично заложен) на импостах и с замковым камнем, и двумя прямоугольными нишами по сторонам, вписанными в поле устоев. В

завершении – гладкий фриз и карниз с консольками.

Внутри верхний объем храма перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом, переход к четверику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов; в апсиде – полуциркульный свод с распалубками над окнами. В трапезной и приделах своды коробовые (в трапезной – поперечно ориентированный), в колокольне – крестовый. Лестница на колокольню идет из притвора.

Масляная роспись основного объема выполнена в 3-й четв. 19 в., в трапезной – в кон. 19 в. Типичный пример живописи в духе позднего академизма, хотя в характере рисунка и моделировке заметны некоторые отступления: пропорции фигур излишне вытянуты, в ликах есть налет иконописной условности. Колорит строится на холодных, довольно ярких (красных и синих), но потемневших тонах. Отличительной чертой росписи являются многочисленные изображения отдельно стоящих святых, которые доминируют над небольшими сюжетными сценами. На широких лотках свода написаны «Преображение», «Распятие», «Воскресение» и «Вознесение»; на узких диагональных гранях – евангелисты. Центр свода вокруг светового кольца декорирован гризайльной розеткой, орнамент которой стилизован в духе барокко. В основании свода проходит живописный карниз.

На боковых стенах живопись расположена в два яруса, на западной – в три. Между верхними окнами в узких простенках написаны отцы церкви и избранные святые. На западной стене они дополнены изображениями церковных атрибутов. Ниже проходит фриз, состоящий из евангельских композиций. На западной стене две композиции нижнего яруса обрамляют арку в трапезную.

В алтаре на своде помещены евангельские сцены, в верхней части западной стены – «Тайная вечеря», на стенах – отцы церкви и избранные святые. В более упрощенной стенописи трапезной преобладают изображения святых.