Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Богородицы, 1785 год
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Пестяковский район, село Нижний Ландех, Советская улица, 36
Вид объекта Церковь
Датировка 1785 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Не используется
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Наиболее значительная и монументальная постройка ансамбля. Над стройным трехсветным четвериком под четырехскатной кровлей возвышаются пять крупных луковичных чешуйчатых глав на легких граненых барабанах. В объемной композиции существенную роль играет высокая трехчастная алтарная часть из граненых апсид, завершенная широкой, также трехчастной купольной кровлей.

Впечатлению стройности и вертикальной устремленности храма способствуют высокие арочные окна, расположенные в пять осей на всех фасадах четверика. Особую нарядность восточному фасадуе придают круглые окна второго света в апсидах. Каждый простенок на фасадах четверика и апсид зрительно облегчен парой узких пилястр с коринфскими капителями классических форм, хотя сами пилястры, вытянутые на всю высоту объемов, напоминают ордерные формы нарышкинского барокко. Над каждой парой антаблемент раскрепован в соответствии с традициями елизаветинского барокко, однако выступы раскреповок невелики, а лепной декор храма стилистически относится уже к раннему классицизму. Это гирлянды под проемами верхнего света четверика и апсид, помещенные на накладных досках, угловые розетты оконных ниш, волнообразный фриз в антаблементе четверика и алтарной части.

Интерьер храма представляет собой великолепное высотное архитектурное пространство, расчлененное крещатыми столбами (квадратные со слегка вынутыми углами) на 9 ячеек, перекрытых крестовыми сводами (центральная и угловые прорезаны кольцами световых барабанов). Барабаны, восьмигранные снаружи, внутри становятся цилиндрическими.

Грандиозное внутреннее пространство храма поражает великолепием своего убранства. Лепнина, выполненная под влиянием классицизма, масляная роспись и иконостас в духе барокко, гармонично сочетающиеся друг с другом, образуют замечательный ансамбль, который отличается единством замысла и высоким художественным уровнем исполнения. Это уникальное произведение русского монументального искусства второй половины XIX века, не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Ивановской области.

Богатый лепной полихромный декор, окрашенный в темно- и светло-охристые, зеленые, голубые и вишневые тона, и позолоченный иконостас играют ведущую роль в убранстве. Профилированные вертикальные штукатурные тяги усиливают динамичность интерьера. Они окаймляют узкие вертикальные ниши, членящие плоскость стен и объединяющие оконные проемы трех светов, подчеркивают вынутые углы крещатых столбов. Ребра сводов и арки также обрамлены тягами, энергично расходящимися от розеток к углам сводов. Мощный антаблемент с крупными модульонами в сильно

вынесенном карнизе и лепными херувимами во фризе проходит в основании свода. Аналогично решены капители столбов. Ярким декоративным акцентом в убранстве являются эффектные лепные капители в простенках под антаблементом и на столбах. Пластичные и нарядно раскрашенные, они включают изгибающиеся листья аканта, свисающие гирлянды, перевитые цветами, и головки херувимов в завершении. Карниз на стенах апсиды, декорированной вазонами, окрашен в желтые, синие и вишневые цвета.

Сюжетные живописные композиции, помещенные в три яруса на боковых простенках и в пять – на западной стене, занимают второстепенное место в интерьере – довольно редкое явление для второй половины XIX века. Утрачены многие композиции, особенно в нижней части стен. В поблекшем колорите превалируют розовые, серые и зеленоватые тона. В нишах в двух верхних ярусах написан гризайльный орнамент, а в нижнем висели иконы. Композиции по своей иконографии и стилю следуют традициям барочной живописи, что прослеживается в динамичном построении сцен, обрамленных кулисами, и разнообразных ракурсах персонажей в развевающихся одеждах.

Иконографическая программа весьма своеобразна. В ней преобладают редко встречающиеся библейские сюжеты, архаичные для данного времени. В верхнем ярусе на боковых стенах и в трех нижних на западной написаны новозаветные композиции, в том числе сцены евангельских блаженств. Столбы расписаны в розовый цвет, «под мрамор». В алтаре сохранилась масляная живопись конца XIX – начала XX веков в духе позднего академизма.

Высокий четырехъярусный иконостас представляет собой оригинальное произведение, стилизованное в духе барокко. Необычна композиция этого монументального сооружения, занимающего не только восточную, но частично северную и южную стены четверика (завороты на боковых стенах продолжаются до восточных откосов оконных ниш). Центральная часть во всю высоту отмечена трапециевидной в плане нишей, которая фланкирована выступами в две оси. Вертикальные членения выявлены мощными колоннами (частью витыми, частью каннелированными), убранными гирляндами цветов, а также пилястрами на каннелированных постаментах. Крепованные антаблементы имеют арочные изгибы-архивольты, акцентирующие прясла иконостаса во всех ярусах. Большая часть икон в затейливых барочных обрамлениях утрачена, сохранившиеся выполнены в конце XVIII– второй половины XIX веков, некоторые имитируют древнерусскую живопись XVII–XVIII веков. В первом ярусе были иконы двух чинов. Убранство иконостаса дополняют резные гирлянды на пилястрах и картуши, выполненные в несколько плоскостной манере. Над престолом ранее была резная сень.