Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Преображения
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановская область, Тейковский район, село Доронино
Вид объекта Церковь
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 03.03.2017 № 26-о Приказ от 03.03.2017 № 26-о
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия муниципального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Находится на северной окраине ныне исчезнувшего села, на территории старинного кладбища (сохранилась надгробная плита XVII века), на возвышенном берегу реки Санеба. Построена из кирпича в 1798 году вместо прежней деревянной на средства помещика Шимановского и прихожан; первоначально была окружена оградой (утрачена). Липовые посадки недалеко от церкви указывают на существование здесь некогда усадьбы. В 1882 году на средства иваново-вознесенскского фабриканта А.И. Гандурина при церкви была выстроена церковноприходская школа (не сохранилась). Хороший пример распространенного в этом регионе типа храма, в котором барочная объемная композиция и силуэт сочетаются с элементами классицизма в декоре.

Основной, подчеркнуто выделенный объем храма – восьмерик на двусветном четверике с высокой восьмигранной купольной кровлей – увенчан граненым барабаном с луковичной чешуйчатой главкой. К нему примыкают пониженные объемы чуть суженной трапезной (ранее имела две главки над приделами) и еще более узкого прямоугольного со скругленными углами алтаря. Трехъярусная колокольня у западной стены трапезной увенчана высоким шпилем на изогнутой гуськовой кровле. В основных гранях барабана прорезаны большие арочные окна. Объединяющую роль в этой живописной объемно-пространственной композиции играет

гармоничное сочетание высоких, барочных по рисунку кровель и главок храма, апсиды, трапезной и колокольни.

Построение фасадов в целом следует принципам классицизма. Основную роль играют плоские четырехпилястровые портики тосканского ордера с антаблементами и треугольными фронтонами на боковых фасадах четверика, а также двухпилястровые – на гранях первого и второго ярусов колокольни. Форма люкарн в кровлях храма и ко-локольни, раскреповка карнизов, характер обрамлений окон относятся к барокко.

Эффектно пространственное решение интерьера: основной объем перекрыт высоким восьмигранным сомкнутым сводом с люкарнами и кольцом светового барабана; переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью конических тромпов. Апсида имеет коробовый свод с лотками над скругленными углами, в трапезной – полулотковый свод с распалубками. Сохранились кубоватые решетки в окнах и кованые металлические створки.

Фрагментарно сохранившаяся на своде и стенах четверика клеевая живопись – хороший образец классицизма начала XIX века. На лотках свода в арочных обрамлениях были написаны сцены на слова «Отче наш», в тромпах изображены евангелисты; на стенах восьмерика и четверика – евангельские сцены. В основании свода и над окнами верхнего света написан гризайльный карниз с розетками и модульонами.