Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Воскресения, 1680 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Лух, Советская площадь, 5
Вид объекта Церковь
Датировка 1680 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

В конце XVII века к южной стене первоначального объема 1680 года был пристроен придел, к западной – галерея; в первой половине XVIII столетия сооружена северная галерея; в начале XIX века у северо-западного угла – крещальня. Из трех входных порталов на фасаде современного объема остался лишь южный: два других оказались внутри галерей. Ко второй половине XIX века относится итальянское окно, пробитое в средней апсиде церкви. Силуэт здания искажен высокой трубой XX века над трапезной.
Яркий пример храма костромской архитектурной школы XVII века – один из наиболее выразительных памятников этого типа в области.

Объемная композиция асимметричного в плане сооружения отличается монументальностью. Большой, первоначально двусветный четверик собственно храма завершен четырехскатной кровлей и пятью крупными главами на высоких световых барабанах. Алтарная часть состоит из трех полукруглых апсид, средняя из которых значительно крупнее и выше боковых – такое построение является редкостью. Небольшой южный придел равен по высоте средней апсиде и увенчан главкой, а его апсида равновысока боковым. Галереи, опоясывающие храм с двух сторон, также одной высоты с низкими боковыми апсидами, причем западная широкая галерея трактована как трапезная с крещатыми столбами в интерьере.

Пучки полуколонок закрепляют углы основного объема и поддерживают широкий декоративный карниз с рядами зубчиков, нишек и поребрика, на него опирается пояс ложных закомар. В убранстве фасадов большое значение имеют фигурные наличники окон (с наборными колонками и кокошниками разной формы) и западный перспективный портал. Карнизы северной галереи и апсид украшены бегунцом; стены северной галереи – ширинками; южный придел венчает пояс ложных закомар и фриз из цветных изразцов. Барабан его главки также выложен

изразцами (цветочный букет в вазоне, розетки, цветки-шишечки, двуглавый орел в круге, изображения голубя и всадников – такой декор имеет прямые аналогии в изразцовом убранстве многих ярославских памятников).

Внутреннее пространство основного объема членится двумя крещатыми столбами, от них к стенам перекинуты арки; образованные ячейки перекрыты системой коробовых и лотковых сводов со световыми проемами в центральной и угловых. На тех же осях поставлены крещатые столбы галереи-трапезной, компартименты которой перекрыты сомкнутыми сводами с лотками. В алтаре храма – коробовые своды, переходящие в конхи; в апсиде южного придела –конха с лотками. Северная галерея имеет коробовые своды с лотками в средней части. В стиле зрелого классицизма выполнены кованая решетка южного входа, чугунные литые ступени солеи и винтовая лестница в северо-западной части храма.

Сохранившаяся в интерьере живопись маслом относится к 1907 году, как об этом свидетельствует запись, находящаяся на хорах. Эти росписи исполнены поверх более ранних – их разграничения слабо просматриваются. Широкий карниз с сухариками отделяет свод от стен, другой подобный карниз разделяет три стены по горизонтали, проходя под окнами верхнего света, подобными же карнизами завершены крещатые столбы.

В основе расположения всех сюжетных и фигуративных изображений лежит принцип симметрии: размещение композиций на южной стене симметрично северной, на западной – подчинено центральной оси. На коробовых сводах написаны традиционные «Праздники» в духе позднеакадемических сцен с пространственно-перспективным построением. Гризайльные росписи – орнаментальные фризы на арках и обрамления сюжетных сцен на стенах – развивают барочные мотивы. Колорит сюжетной живописи построен на сопоставлении плотных, локальных, глухих тонов.