Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Введенская церковь, 1780 год
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Кинешемский район, село Горки
Вид объекта no
Датировка 1780 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена в центральной части села, на кладбище. Построена в 1780 году. Кирпичные стены обработаны под затирку и побелены. Интересный пример использования мотивов допетровской архитектуры в период классицизма, характерный для данного региона, ранее входившего в Костромскую губернию.

В основе объемно-пространственной композиции здания – высокий трехсветный четверик, к которому примыкают низкая, чуть суженная пятигранная апсида и такой же высоты широкая трапезная. Скругленные алтари ее приделов частично закрывают боковые стены храма и завершены небольшими главками. В венчающей части храма – пояс имитирующих кокошники неглубоких полуциркульных ниш, декоративное пятиглавие на тонких восьмигранных шеях – ощутимы традиции древнерусского зодчества. Высокая столпообразная восьмигранная колокольня, приподнятая на низком четверике и завершенная стройным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой, типична для костромского зодчества.

Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна – также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщенной форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филенки, пояски поребрика, городков и трехрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками.

Высокое центральное пространство, завершенное восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарем, перекрытым граненой конхой. Двустолпная трапезная, разделенная подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведет к ярусам звона.

Первоначальная роспись середины XIX века – композиция «Новозаветная Троица» в окружении ангельских чинов – сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в конце XIX века, тогда же прописана живопись свода. В 1972 году стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций

замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках – синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены «Страсти Христовы», а на восточной – «Жены мироносицы» и «Христос в Эммаусе». Свод алтаря занят монументальной композицией «Новозаветная Троица», а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.

Трехъярусный главный иконостас второй половины XIX века, фон которого окрашен белой краской, а детали позолочены, выдержан в формах классицизма с барочными мотивами в резьбе; имеет завороты на боковые стены. Его боковые врата с изображением Давида и Мельхиседека – второй половины XIX века, иконы – XX века. В каждом ярусе расположены иконы двух чинов, отличающиеся по размеру и конфигурации. Крепованные антаблементы подчеркивают выступы и углубления по осям врат. Третий неполный ярус с волютами по сторонам завершен иконой «Коронование Богоматери» в фигурном обрамлении и небольшими овальными иконами в резных венках. На царских вратах на фоне барочной решетки помещены шесть икон в картушах. В таком же стиле исполнена напрестольная сень. В западных углах трапезной сохранились две облицованные кафелем печи. Южная из них, кафели которой украшены кобальтовыми рисунками вазонов, может датироваться первой половиной XIX века. Представляют интерес два деревянных «саркофага» – постамента под «гроб господен» (первая половина XIX века). Их затянутые холстом лицевые поверхности расписаны маслом. На гранях одного из них в лежачих овалах изображены «Страсти Господни», исполненные в самобытной, наивно-выразительной манере, близкой по духу народному искусству. Паникадило в храме – первой половиной XIX века.

Двухъярусные иконостасы южного и северного приделов в трапезной — типичные образцы конца XIX века в русском стиле. Иконы – XX век. Их завершение состоит из треугольных фронтончиков и икон в арочных киотах. Иконостасы декорированы массивной орнаментальной резьбой растительного и геометрического рисунка.