Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Благовещенская церковь, 1822 г.
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Лухский район, село Благовещенье, Школьная улица, 11
Вид объекта Церковь
Датировка 1822 г.
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 11.10.2016 № 91-о Приказ Комитета от 11.10.2016 № 91-о 'О включении в реестр' Паспорт объекта культурного наследия от 23.08.1974 Обмер объекта культурного наследия от 08.1974
Современное значение Памятник
Охранный статус Объект культурного наследия местного значения
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Церковь расположена в центре села Благовещенье, на высоком холме.

Каменная с колокольней церковь была построена в 1822 году на средства прихожан. В полуверсте от церкви находилось кладбище.

В церкви было три престола: в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

Памятник представлял собой трёхчастный двухсветный пятикупольный храм, от которого сохранились до нашего времени только алтарь и холодный храм. Трапезная, служившая зимней церковью (с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского), и колокольня утрачены. Храм в стиле раннего классицизма, характерный для приволжских районов бывшей Костромской губернии, отличается четкой прорисовкой деталей и графичностью фасадной композиции.

Высокий двусветный четверик завершен четырехскатной кровлей и увенчан пятиглавием на высоких барабанах в виде четвериков с «вынутыми» углами (центральный световой). Луковичные главки с перехватами и чешуйчатым покрытием опираются на восьмигранные барочные кровли барабанов. Слегка заглубленные углы четверика скруглены. Удлиненная апсида с восточным полукружием сужена по отношению к основному объему и достигает половины его высоты. Боковые фасады храма на всю высоту расчленены тремя вертикальными нишами, объединяющими оба яруса окон, которые дополнены прямым сандриком на консольках и подоконной полочкой. На средней оси в нижнем ярусе – боковые входы. Между проемами первого и второго света помещены круглые

ниши. На флангах восточной стены расположены пилястры и два ложных окна. Апсида имеет три больших прямоугольных окна, помещенных в арочные ниши с заплечиками (среднее растесано). Карниз полного антаблемента, обходящего фасады четверика (за исключением скруглений), украшен ступенчатыми сухариками.

Центральное внутреннее пространство перекрыто сомкнутым сводом со световым проемом в шелыге; алтарь – коробовым сводом, переходящим в конху. В северном и южном дверных проемах сохранились металлические решетки второй четверти XIX века.

Клеевая живопись на своде и стенах, выполненная в стиле барокко в первой трети XIX века, характеризуется яркой цветовой гаммой и традиционной для этого времени иконографией. Поновлена маслом во второй половине XIX века. Утрачена на всех лотках свода, кроме южного, в верхнем ярусе южной стены и полностью – на северной и западной стенах.

На южном лотке свода уцелел фрагмент композиции «Хвалебная песнь Новозаветной Троице». В основании свода – охристый гризайльный карниз. Роспись стен располагалась в три яруса. В среднем из них на южной стене, в нишах изображены сцены «Блаженств», на выступах – митрополиты Петр и Иона в красно-охристых и зеленых одеяниях. Свод алтаря занимает большая композиция на тему «Похвалы Богоматери», характерная для барокко: в центре на троне – Мария с младенцем, ее окружают ангелы в развевающихся одеждах с экспрессивно изображенными крыльями.

В советский период здание использовалось под склад зерна.