Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Комплекс многоквартирных жилых домов
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение г.Иваново, Мархлевского ул., Красных Зорь ул., Кузнецова ул.
Вид объекта Достопримечательное место
Датировка начало 1930-х – середина 1950-х гг.
Правоустанавливающие документы Приказ от 25.03.2022 № 29-о 'О включении в реестр' Приказ от 25.03.2022 № 29-о 'О включении в реестр' Распоряжение от 04.04.2022 № 45-о 'Об утверждении ПО'
Современное значение Достопримечательное место
Охранный статус Объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор Голосов И.А., Ливанов Г.К., Менде Н.Ф., Рудаков П.Г.
Описание объекта

На пересечении ул. Мархлевского с улицами Красных Зорь и Кузнецова расположены три жилых дома, в облике которых отразились основные этапы развития советской архитектуры на протяжении двух десятилетий – с начала 1930-х до середины 1950-х гг.

Обширная территория к югу от ул. Красных Зорь до революции была не застроена и называлась Дмитриевским полем, а затем Ярмарочной площадью. Сюда в 1884 г. была переведена осенняя Воздвиженская ярмарка, проходившая с 14 сентября по 1 октября (по ст. стилю). В старые времена, в 1860–1870-е гг., ярмарка имела довольно значительное торговое значение, на нее съезжались продавцы и покупатели из далёких краев, были даже персидские и бухарские купцы. Здесь фабриканты сбывали свои изделия, а сами делали крупные закупки нужных им припасов и товаров. Но к 1880-м гг. ярмарка утратила торговое значение, превратившись в увеселительное место, где ивановцы, устав от изнурительной работы, отдыхали и развлекались. В начале ХХ в. на площади были выстроены деревянные здания театров «Рекорд» Ф.Е. Максимова и «Победа» Д.В. Артемова, карусели С. А. Соловьёва, музей восковых фигур В.А. Прокофьева. Здесь же располагался деревянный цирк братьев Акима и Петра Никитиных, где в 1897 г. в качестве диковины демонстрировали первый кинофильм, а в 1903 г. проходили гастроли знаменитого А.Л. Дурова с его дрессированными животными. На ярмарке выступали передвижные театры «Скоморох» и «Народный балагур», привозили зверинцы и панорамы.

16 мая 1912 г. на высоте 400 метров над Ярмарочной площадью состоялся первый в истории города полет аэроплана. В том же году 17 июля на Ярмарочной площади состоялся первый, официально зарегистрированный междугородний футбольный матч.

В конце 1920-х гг. предпринимались попытки создания нового типа жилища, отвечавшего изменившимся социальным потребностям. В это время выдвигались идеи максимального обобществления быта. Образцом для них видели бытовые коммуны рабочих, сложившиеся в национализированных домах. Такие коллективы были популярны среди молодежи. Они вместе заботились о приготовлении пищи, совместном отдыхе, уходе за детьми, стирке. Объединения охватывали жильцов нескольких квартир или всего дома. На их основе архитекторы пытались выработать программы жилищ нового типа. В 1928 г. жилищно-строительное кооперативное товарищество «Первый рабочий поселок» запланировало постройку крупного жилого комплекса на бывшей Ярмарочной площади. В 1929 г. в «докладной записке» правительству Иваново-Вознесенский горсовет просил «по примеру Москвы и Ленинграда отпустить безвозвратную ссуду на постройку домов-коммун».

Отдельная квартира понималась как материальная форма мелкобуржуазной идеологии. Выдвигались самые крайние варианты, основанные на положениях научной организации труда, перенесенной в сферу быта. Человеческая жизнь делилась на ряд стандартизированных процессов, рассчитанных с точностью до минуты, и этот «график жизни» должен был неукоснительно соблюдаться. В спальной комнате полагалось только спать, питаться нужно было в столовой, отдыхать в культурном центре. Предлагалось полное обобществление всех сторон быта трудящихся, в том числе воспитания детей с отделением их от родителей, устранение бытовых связей членов семьи, включая административный запрет на индивидуальное приготовление пищи.

27 февраля 1930 г. в газете «Известия» был опубликован проект постановления правительства об улучшении и коллективизации бытового обслуживания в существующих и новых городах. Согласно этому плану, при строительстве новых жилищ воспрещалось строить кухни в отдельных квартирах. «Кухни могут строиться не менее, чем на 100 человек, по одной на дом или группу домов. При общих кухнях должны быть и общие столовые. Госорганы и кооперативы должны всемерно поощрять создание группами жильцов бытовых коллективов. Поощрение должно заключаться в освобождении их от налогов. Нормы снабжения бытовых коллективов некоторыми товарами могут быть повышены».

В планы Центрального коммунального банка были включены специальные суммы на постройку прачечных и складов стандартного общественного белья для гостиниц, столовых и бытовых коллективов. Принимались решения о необходимости строительства в каждом крупном городе пищевого комбината. В задачи его входило приготовление и доставка обедов, завтраков и ужинов в столовые учрежденческие, домовые и квартальные. Часть продуктовых лавок предлагалось закрыть. В новых домах должны быть ясли и детсады с расчётом на поголовный охват всех детей до 8 лет.

В Иванове откликнулись на это соответствующим решением: «Все проекты нового строительства, которые должны начаться с весны 1930 г. и заложенные в 1929 г., должны быть пересмотрены, чтобы в каждом крупном доме было отведено помещение под общественную кухню и детсад. Уплотнение рабочего времени требует скорейшей ликвидации индивидуальной варки пищи, стирки и ухода за детьми».

Однако уже в постановлении ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта», принятом 16 мая 1930 г., обращалось внимание на необходимость трезвой оценки экспериментов с жильем, на крайне необоснованные, а поэтому чрезвычайно вредные попытки «одним прыжком перескочить через те преграды на пути к социалистическому переустройству быта, которые коренятся, с одной стороны, в экономической и культурной отсталости страны, а с другой – в необходимости в данный момент сосредоточить максимум ресурсов на быстрейшей индустриализации страны, которая только и создает действительные материальные предпосылки для коренной переделки быта».

Строительству 400-квартирного «Дома коллектива» на Ярмарочной площади (ул. Красных Зорь, 1) предшествовал архитектурный конкурс. На заседании правления «Первого рабочего посёлка» были рассмотрены три представленных проекта: «Ивгубстройтреста», разработанный С. К. Жуком, «Ивгубжилсоюза», автор — В.И. Панков, и проект члена Объединения современных архитекторов И.А. Голосова.

Последний выбрали для реализации. Рабочие предлагали организовать в доме коммуну на 1000 человек.

Однако популярность идеи максимального обобществления быта была кратковременной, и уже в процессе строительства коридорную систему планировки заменили секционной. Основными ячейками дома стали трёх- и двухкомнатные квартиры, причём последние объединялись попарно в блок с общей кухней. Каждая квартира имела отдельные прихожую, санузел, встроенные шкафы и помещение в подвале.

По своей архитектуре здание является одним из наиболее выразительных памятников конструктивизма. Четыре параллельных объёма обращены торцами к улице и по мере приближения к ней повышаются ступенями с четырех до шести этажей. Жилые дома объединены попарно одноэтажными помещениями, где планировалось разместить ясли, детский сад, магазин, столовую, зал собраний на 200 человек, красный уголок и правление кооператива. Во дворе должны были находиться детские и спортивные площадки, общественная прачечная. Архитектура комплекса выразительна благодаря динамичному ритму объемов разной высоты и контрастного сопоставления глухих плоскостей ограждений лоджий, стеклянных лент витрин и выступающих козырьков плоских крыш. В 1931 г. строительство жилого комплекса закончили, и вскоре его заселили.

Период авангарда в советской архитектуре оказался непродолжительным. Постановление ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало творческие группировки зодчих и объединило всех в единый Союз советских архитекторов. После этого начался кризис конструктивизма. Отчасти он имел объективную почву. Отвергая ложные эффекты и декоративную отделку, конструктивисты требовали широкого применения стальных конструкций, цемента, железобетона и других остродефицитных тогда материалов, что вступало в противоречие с очень слабой материально-технической базой строительства. Из-за несоответствия строительных материалов архитектурным замыслам, эффектные в проекте здания при осуществлении в натуре утрачивали во многом свои художественные качества. Противоречия между замыслом и реальным воплощением пытались разрешить имитациями, маскировкой кирпичной кладки под железобетон. Красота суровых форм требовала безупречной их реализации, что не всегда удавалось.

Другая причина смены стиля – призывы руководства страны к использованию при проектировании новых зданий лучших приемов классического зодчества. Требовалось создание социалистического реализма не только в литературе и живописи, но и в архитектуре. Парадные фасады должны были скрыть проблемы и противоречия советской действительности. Главной задачей стало создание приподнятой торжественности архитектурных образов. Аскетическая строгость и утилитарность построек первой пятилетки были отвергнуты и резко осуждались.

Расположенный на ул. Кузнецова 56-квартирный жилой дом облисполкома (ул. Кузнецова, 42) выстроен в 1939–1940 гг. и несет черты перехода от конструктивизма к советскому классицизму. Краснокирпичные неоштукатуренные стены и довольно строгая отделка сочетаются с симметрией фасада и введением упрощенных элементов классической архитектуры. Автором проекта является архитектор Г.К. Ливанов.

Одной из лучших в городе построек в формах парадной сталинской архитектуры, периода «освоения классического наследия» является 126-квартирный дом ИвТЭЦ – 1 (ул. Мархлевского, 34/45), выстроенный в 1949-1952 гг. Проект разработали архитекторы Н.Ф. Менде и П.Г. Рудаков. Николай Федорович Менде почти четверть века, с 1942 по 1966 гг., занимал пост главного архитектора нашего города. Дом оформляет перекресток трех улиц – Красных Зорь, Мархлевского и Кузнецова. Первым выстроили 38-квартирный дом с магазином, обращенный на ул. Мархлевского. Перед его главным фасадом планировалась организация площади. Затем создавались корпуса, обращенные на ул. Красных Зорь и Кузнецова. Здание имеет богатейшую штукатурную отделку, над карнизом установлена балюстрада и башня-бельведер, выделяющая центр здания. Она имела и функциональное назначение как наблюдательный пункт местной противовоздушной обороны. Даже двор имел довольно репрезентативный облик. В центре находился фонтан, который работал до 1960-х гг., а опоры электрического освещения двора решены в виде украшенных лепниной тумб и завершаются трехъярусными бетонными капителями, на которых укреплены металлические кронштейны в виде цветочного букета. Со стороны ул. Красных Зорь двор имеет парапетное ограждение. По завершении строительства в доме разместили 122 квартиры, отличающиеся повышенной комфортностью. В квартирах одной из секций были даже запроектированы комнаты для домработниц, расположенные около кухонь. Часть помещений приспособили для общественных целей: на втором этаже разместились домоуправление, пионерская комната и красный уголок для жителей дома.

К середине 1950-х годов вновь назрел конфликт между архитектурными формами и общественными потребностями. Основные черты архитектуры 1950-х годов – предпочтение индивидуального перед типичным, уникального перед массовым перестали соответствовать требованиям реальной жизни. Обострилось противоречие между необходимостью ускорения темпов строительства и стремлением к парадному оформлению магистралей. Постановление ЦК КПСС в сентябре 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» резко осудило пышность и декоративность фасадов. Были намечены пути дальнейшего развития архитектуры на основе широкой индустриализации. Только так можно было обеспечить количественный рост строительства, чтобы достичь успехов в решении социальных задач.

Комплекс из трех домов на пересечении ул. Мархлевского с ул. Красных Зорь и ул. Кузнецова может служить интересным экскурсионным объектом при организации маршрутов по городу Иванову для жителей и гостей. Облик жилых домов наглядно показывает изменение представлений о жилье в советский период – от идеи обобществления быта до создания необычайно комфортного жилья в послевоенный период с комнатой для прислуги в квартире и фонтаном во дворе.