Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь в честь Ильи Пророка, XVII в.
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Ивановская область, Гаврилов Посад, Пионерская улица, 21
Вид объекта Церковь
Датировка XVII век
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия" Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия"
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Стены здания окрашены по известковой обмазке. Многочисленные переделки – отсутствие глав, растеска проемов и надстройка западной части – наряду со значительными утратами изразцового убранства, привели к сильному искажению облика храма. Тем не менее, этот уникальный в своем роде памятник сохранил присущие ему особенности архитектуры позднего провинциального барокко. При рядовой объемной структуре (квадратный в плане четверик с пятигранной апсидой и пониженной трапезной с притвором) церковь отличается необычной композицией фасадов, отражающей особенности местного барокко и традиции архитектуры XVII века.

Боковые стены четверика расчленены на два прясла парными лопатками (в центре фасада и отступающими от углов) и завершены широким наборным фризом и многообломным карнизом с сухариками, раскрепованными над лопатками. В каждом из прясел помещено по одному окну (ныне сильно

растесаны, западные превращены в двери). Помимо городков с удлиненными подвесками и мелких бусин, основное убранство фризов составляют расписные изразцы в виде ряда балясин с гладкими участками над пилястрами. В карнизах апсиды, трапезной и притвора городки отсутствуют. Углы и основные членения фасадов здесь также отмечены лопатками. Первоначальные арочные окна (хорошо сохранились на апсиде) имели своеобразные барочные плечики в верхней части проема, а в подоконной части были дополнены фигурными накладными филенками. В то же время их пышные наличники на двойных наборных колонках с разорванным «нарышкинским» фронтоном, как и лента поребрика в цокольной части храма, указывают на сохранение традиционных форм, свойственных еще XVII веку.

Внутри четверик храма связан с трапезной широкой аркой, а с алтарем – тремя узкими проемами. Лотковый свод с распалубками сохранился только в апсиде.