Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Богоявления, 1620 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, г. Юрьевец, переулок Энгельса, 6
Вид объекта Церковь
Датировка 1620 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на небольшой террасе, на возвышении (Симоновой горе) в центре города. Имеет сложную и малоизученную строительную историю. Кирпичная церковь с северным приделом Макария Унженского сооружена в начале XVIII века (предположительно в 1720 году). Возможно, в ее объем вошли части храма 1619–20 годов, возведенного посадскими людьми в честь победы над польско-литовскими интервентами – эта датировка содержалась в надписи, некогда существовавшей на стене памятника. В 1810 году к храму пристроили колокольню. По-видимому, тогда же возникла и двустолпная трапезная. В 1813 году северный придел за ветхостью был разобран, а с запада к трапезной пристроен притвор, заканчивающийся на южном торце ярусной колокольней. В первой половине XIX века у южной стены основного четверика сделан маленький притвор-часовня. В 30-40-х годах XX столетия верхние ярусы колокольни были разрушены, луковичные главы храма утрачены. В 1955 году в нижний ярус колокольни с восточной стороны вмонтировали детали разобранной церкви Благовещения в Юрьевце (1700 год): портал и тройное окно; в западную стены притвора колокольни – изразцовый карниз; в апсиду придела – изразцовый наличник. В колокольню были включены также фрагменты двух оконных обрамлений из пучежской церкви Воскресения на Пушавке (1700 год), также разобранной. Все объемы побелены по кирпичу. Один из самых выразительных памятников города со своеобразной объемно-планировочной структурой и с первоначальным декором в стиле нарышкинского барокко. Художественная ценность здания возрастает благодаря уникальным деталям кирпичного и изразцового узорочья из утраченных храмов этого региона.

Свободное внеосевое расположение составляющих объемов образует живописную пространственную композицию. Доминирует высокий двусветный четверик с глухими цилиндрическими барабанами пятиглавия над четырехскатной кровлей. Невысокая трехлепестковая апсида в ширину четверика завершена фигурной кровлей. Трапезная продолжает линию основного северного фасада и сильно выступает с южной стороны – здесь расположен придел, полукруглая апсида которого примыкает к юго-западному углу основного

объема. Вдоль всей западной стены трапезной устроена галерея-притвор, соединенная с нижним ярусом колокольни. Последняя сильно сдвинута к югу по отношению к трапезной (примыкая к ее юго-западному углу) и укреплена контрфорсами. Низкий прямоугольный южный притвор четверика завершен кровлей близкого к апсиде профиля.

Формы декора, традиционные для XVII века, весьма разнообразны. Прямоугольные окна верхнего света четверика обрамлены нарышкинскими наличниками. В нижнем ярусе на северном фасаде были помещены окно с треугольным фронтончиком и портал с килевидным архивольтом (оба проема заложены, пробит новый); на южном фасаде наличник имеет килевидное подвышение, а к востоку от окна расположена прямоугольная ширинка-киот. Широкие угловые лопатки образуют раскреповки карниза. Еще две такие же раскреповки делят карниз на три равные части. Выше расположен ярус из трех кокошников, имеющих приплюснутую пружинистую форму. Проемы апсиды завершены фронтончиками, в местах сопряжений полукружий стоят трехчетвертные колонки. Окна на фасадах трапезной и придела также украшены колонками и фронточниками. Новый (реконструированный) наличник южного окна придельной апсиды украшают цветные изразцы со жгутом по периметру проема, в завершении проема – изразцовая композиция с птицами, волютами и короной.

Наиболее эффектно убранство восточного фасада нижнего яруса колокольни: это перспективный портал из многих рядов наборного кирпича, вмонтированный в основание колокольни между двух контрфорсов, и тройное окно над ним (боковые части ложные) – также с перспективными деталями, особенно живописными в завершении, где многократно повторяются трехлопастные арочки в тимпане килевидных кокошников.

В интерьере четверик перекрыт сомкнутым сводом, в апсиде поперечный лотковый свод с распалубками над проемами, переходящий в конхи на восточной стене. Пространство трапезной с двумя квадратными столбами по оси север–юг перекрыто коробовыми сводами с распалубками. В придельной апсиде и в западном притворе своды коробовые. Сохранились полы из метлахской плитки и печи из белого кафеля с карнизом из листьев.