Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба Дюрингера. Ансамбль
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение г.Иваново, Марии Рябининой ул., 31а, 33/28, 3 Интернационала ул., 35/31
Вид объекта Выявленный ансамбль
Датировка 1914 год
Правоустанавливающие документы Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70 Распоряжение от 18.06.2009 № 70
Современное значение Жилой дом
Охранный статус Выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор Снурилов А.Ф.
Описание объекта

Усадьба А. Дюрингера занимает прямоугольный участок, выходящий на перекресток. Основана во 2-й пол. 19 в. От того периода сохранились выстроенные в традициях классицизма старый усадебный дом и южные ворота (с более поздней решеткой). До 1909 г. принадлежала В.И. Охлопкову, у которого была куплена А. Дюрингером, представителем московской фирмы «Гандшин и К» по разработке красителей для текстильной промышленности. К 1910 г. новым владельцем была построена контора, а к 1914 г. главный дом и хозяйственный корпус, возведенные в стиле модерн с использованием элементов западноевропейского средневекового зодчества. Предполагаемый автор – архитектор А.Ф. Снурилов.

Угол участка на пересечении двух улиц занимает старый усадебный дом, к которому по ул. III Интернационала примыкают т.н. «старые» ворота, а по ул. Марии Рябининой – южные ворота. К северу от дома располагался сад. Вдоль северо-западной границы участка поставлен хозяйственный корпус, а остальную, восточную его часть занимают главный дом и контора, выходящие на ул. Марии Рябининой и образующие небольшой парадный двор. Деревянный этаж старого усадебного дома заново обшит тесом. Утрачено завершение башни и переделан западный фасад главного дома. Наиболее серьезные переделки и утраты видны на фасадах хозяйственного корпуса. Почти полностью вырублен сад и разобрана ограда. Характерный для Иванова пример городской усадьбы, окончательно сложившейся в нач. 20 в.

Главный дом – самое яркое в художественном отношении здание комплекса, доминирующее в его композиции и определяющее романтический облик усадьбы. Двухэтажное здание с антресолями в восточном крыле возведено из необычного бетонного кирпича (с пустотами внутри). Стены оштукатурены и покрыты рустом, имитирующим каменную кладку. Г-образный в плане объем усложнен выступами различной формы. Живописный силуэт сформирован крутыми щипцовыми кровлями, придающими зданию особую выразительность. На красную линию улицы выходит юго-восточный торец основного крыла, справа от которого излом объемов создает небольшой парадный двор.

Композиция каждого из фасадов своеобразна. Большую часть уличного торца занимает высокое трехчастное окно с треугольным завершением, освещающее парадную лестницу. Разные по длине скаты кровли и арочное окно справа вносят в композицию асимметрию. Юго-восточный фасад этого крыла расчленен узкими вертикальными нишами и акцентирован, с одной стороны, полукруглой башней (примыкающей к левому флангу уличного фасада), а с другой – балконом и щипцовой кровлей антресолей. Окна основных этажей прямоугольные, антресолей — арочные, трехчастные. В глубине двора, перпендикулярно основному расположено второе крыло здания. На его ризалите повторен мотив тройного окна. Оно помещено над балконом, устроенным на выступе входного тамбура. Металлическая решетка балкона укреплена между кирпичными столбиками, на двух из которых установлены декоративные вазы. Граненые столбы-устои по углам ризалита, вероятно, завершались пинаклями. Стены дома,

выходящие на парадный двор, декорированы широким междуэтажным фризом из ступенчатых консолей и лепными розетками над окнами второго этажа.

Главный вход со двора ведет в вестибюль основного крыла, где размещена парадная лестница, поднимающаяся до антресолей. Через вход в ризалите другого крыла можно попасть лишь в помещения второго этажа. Планировка нижних этажей схожа по структуре членений: большинство комнат размещено вдоль коридора, выходящего окнами на парадный двор. Антресоли включают несколько жилых комнат и подсобные помещения, связывающие комнаты между собой и с расположенной в прихожей лестницей.

Контора. Стены одноэтажного кирпичного здания конторы оштукатурены под шубу, а наличники окон и огибающие углы пилястры рустованы (подобно хозяйственному корпусу). Небольшой прямоугольный объем с выступом на заднем фасаде покрыт высокой вальмовой кровлей. Боковые окна на главном фасаде сгруппированы попарно и объединены общим наличником, доходящим до широкого раскрепованного карниза. Их подоконники опираются на фигурные кронштейны. Центральное окно, меньшее по размерам, не имеет наличника и подчеркнуто подоконной полкой. Внутри конторы несколько небольших комнат, одна из которых имеет самостоятельный вход.

Старый усадебный дом – обширное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Нижний кирпичный этаж оштукатурен (кроме заднего фасада), деревянный верхний обшит тесом. Сохранившийся первоначальный декор нижнего этажа состоит из профилированных наличников с удлиненными замковыми камнями, соединяющимися с междуэтажным карнизом простого профиля. Западный фасад расчленен пилястрами на три прясла; центральное подчеркнуто сдвоенным окном, объединенным вверху арочной тягой с замковым камнем. В боковых пряслах между проемами помещены фигурные филенки. Планировка дома, вероятно, была коридорной, причем коридор располагался в центре, а комнаты вокруг него. От “старых” ворот уцелели рустованные пилоны, несущие антаблемент со ступенчатым аттиком, и фрагмент ограды.

Хозяйственный корпус. Двухэтажный, кирпичный хозяйственный корпус стилистически близок главному дому, но более скромен по архитектуре. Оштукатуренные стены, включая широкие наличники нижних окон, покрыты рустом, напоминающим каменную квадровую кладку. Не оштукатурен лишь задний фасад. Прямоугольный объем усложнен почти квадратной трехъярусной башней у северо-западного угла и двухэтажной пристройкой на заднем фасаде. Пирамидальная с полицей кровля башни завершается шпилем. Углы корпуса были отмечены огибающими пилястрами, раскрепованными в венчающем карнизе простого профиля. Количество проемов в первом и втором этаже не совпадает. На одной, средней, оси помещены лишь главный вход и проем над ним, подчеркнутые щипцом чердачного окна. Крупные окна второго этажа в профилированных наличниках, вероятно, переделаны.

Внутри здание разделено на две неравные части узкой поперечной прихожей с лестницей. Помещения первого этажа перекрыты сводиками по металлическим балкам.