Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Покровская церковь, 1-я четверть XIX в.
Тип объекта Объект муниципального значения
Местоположение Ивановский район, деревня Кочнево
Вид объекта Церковь
Датировка 1-я четверть XIX века
Правоустанавливающие документы Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 26.04.2017№ 43-о "О включении выявленного объекта культурного наследия «Покровская церковь» (Ивановская область, Ивановский район, с. Кочнево) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Покровская церковь» (Ивановская область, Ивановский район, д. Кочнево)" Приказ от 26.04.2017 № 43-о
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Техническое состояние Требует проведения ремонтно-реставрационных работ
Архитектор -
Описание объекта

Расположена на краю села, среди старых деревьев, определяющих южную границу бывшей центральной площади, полого спускающейся к долине речки Кочневки. Построена в 1823 г. “усердием прихожан” вместо двух старых деревянных храмов. Кирпичные стены снаружи покрыты тонкой обмазкой и окрашены охрой с белеными деталями. К северу от храма около небольшого пруда стоит деревянный дом кон. 19 в. с фигурным фронтоном мезонина в духе эклектики. Рядом с церковью сохранилась часть надгробия майора Куроедова (возможно, владельца села) 1820-х гг. Пример сравнительно небольшой скромной сельской церкви в стиле зрелого классицизма с элементами барокко.

Центральный объем храма – двусветный четверик – завершен кровлей гуськового профиля с чешуйчатой луковичной главкой на восьмигранном барабанчике (по сторонам света в нем прорезаны арочные окна, диагональные грани сужены). К четверику примыкают низкие (в уровень первого света) алтарь, оканчивающий-ся полукруглой апсидой, и широкая трапезная. Высокая трехъярусная колокольня со шпилем интересна тем, что оба верхних яруса прорезаны крупными арочными проемами. Пластичностью фасадной обработки колокольня контрастирует с плоскостным скупым декором храма. Последний представлен угловыми лопатками, горизонтальными тягами, скромными карнизами с зубчиками; верхние арочные окна не имеют обрамлений.

Прямоугольные окна первого яруса храма, алтаря и трапезной заключены в рамочные наличники с небольшими замковыми камнями и кронштейнами под подоконниками. В них, а также в других элементах фасадного убранства явно проступают черты барокко: в центре и по бокам апсиды устроены небольшие раскреповки; углы верхних ярусов колокольни фланкированы трехчетвертными колоннами и полуколоннами с полным раскрепованным антаблементом, а дутая кровля прорезана люкарнами.

Внутри храм перекрыт четырехлотковым сводом со световым барабаном в центре, алтарь – коробовым сводом с конхой в апсиде, в трапезной крещатый столб делит пространство на два неравных нефа, перекрытых коробовыми сводами с лотком с запада. Входы осуществлялись через двери в боковых фасадах четверика, а также в западном и южном фасадах колокольни. В толще северной стены колокольни устроена лестница к верхним ярусам.

На восточной стене трапезной сохранились фрагменты первоначальной орнаментальной живописи 1-й трети 19 в. Настенные росписи в остальных частях храма, относящиеся к кон. 19 в., позже прописаны маслом. Выдержанные в серо-синих тонах, они представляют в основном отдельные евангельские сцены (“Суд Пилата” на западной стене и др.), изображения святых и ангелов (ангел в медальоне и святые на алтарной арке), заключенные в пышные орнаментальные рамы в духе барокко.