Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Воскресенская церковь, 1799 год
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение Ивановская область, Ильинский район, село Воскресенское
Вид объекта Церковь
Датировка 1799 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану'' Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 ''О постановке на госохрану''
Современное значение Действующий храм
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Стоит в центре села, на восточной стороне большой квадратной площади при пересечении дорог. Построена в 1798 году, кирпичные стены побелены по кладке. В 1854 году возвели нынешнюю колокольню, а в 1908 году расширили трапезную, устроив по бокам приделы с гранеными апсидами. Скромный сельский храм интересен своеобразной архаичной трактовкой форм барокко в соединении с мотивами народного творчества.

Двусветный кубический основной объем под четырехгранной купольной кровлей с полицей и маленькой главкой, к которому примыкает пятигранный низкий алтарь, уступил ведущую роль в композиции поздней массивной трапезной в уровень храма с небольшой колокольней по центру западной стены (два четвериковых яруса и промежуточный полуярус). Колокольня завершена пирамидальным покрытием с широкой полицей в основании и миниатюрной главкой. Членение фасадов четверика широкими рустованными лопатками на две половины и барочные выступы плоских наличников обоих ярусов окон напоминают о русской архитектуре первой половины XVIII века. К трехуступчатым углам четверика, свойственным зрелому барокко (образованы аналогичными лопатками на флангах), наверху подходят фризы с заполнением «косицами» – треугольными впадинами между поставленными на тычок и диагонально наклоненными кирпичами. Выше расположен ступенчатый карниз с сухариками. Эти мотивы, близкие орнаментике народного зодчества, позволяют предположить участие в строительстве местных мастеров.

Обрамление арок звона колокольни в виде упрощенного перспективного портала с килевидным архивольтом, а также прямоугольный выступ в архивольтах крупных средних арочных окон трапезной наиболее определенно указывают на позднее время сооружения этих объемов.

Небольшое полутемное пространство храма, куда попадают через просторную светлую трапезную, перекрыто сомкнутым сводом с фигурным обрамлением лотков профилированными тягами. Такие же тяги на коробовом своде с конхой в алтаре выделяют квадрат с полукружиями по сторонам вокруг центрального кольца. Своды в трапезной и приделах – коробовые. В храме, в окнах второго света, сохранились первоначальные решетки с заусенцами.

В 1980 году вся живопись в храме была переписана. До этого сохранялись масляные росписи второй половины XIX века в своде четверика и на его южной стене; в начале XX века были расписаны южная и западная стены трапезной и частично алтаря ее северного и южного приделов. В лотках свода помещены «Новозаветная Троица» и три сцены «Страстей», которые в верхнем ярусе стен дополнялись страстным циклом. Росписи трапезной преимущественно посвящены деяниям св. Николая.

Главный двухъярусный сборный иконостас и его иконы относятся к середине XIX века. В церкви сохранились скульптурное «Распятие с предстоящими», иконы в фигурных деревянных рамах, «Христос в темнице», а также небольшое «Распятие» -выразительный пример народной примитивной скульптуры (все – конец XVIII – начало XIX веков).